Судебная власть

Постановление апелляции от 2009-12-02 №А12-8851/2009. По делу А12-8851/2009. Российская Федерация.

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410031, Россия, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 74

Постановление

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов Дело № А12-8851/2009

Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен 02 декабря 2009 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,

судей Веряскиной С.Г., Дубровиной О.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Поваровой Н.В.,

без участия в судебном заседании представителей сторон, своевременно и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, (почтовые уведомления №№ 90900, 90901, приобщены к материалам дела),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, г.Волгоград,

на Решение арбитражного суда Волгоградской области от 28 сентября 2009 года

по делу № А12-8851/2009, (судья Наумова М.Ю.),

по заявлению администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области, с.Старая Полтавка Волгоградской области



к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области, г.Волгоград,

о признании недействительным представления,

Установил:

Администрация Старополтавского муниципального района Волгоградской области обратилась в арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области от 18.02.2009 г. № 07-08/10/07-18-05/613 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в части принятия мер к взысканию неправомерно израсходованных бюджетных средств в сумме 2 689 834 рублей.

Определением арбитражного суда Волгоградской области от 10 июня 2009 года производство по делу прекращено в соответствии с п.1 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2009 года определение арбитражного суда Волгоградской области от 10 июня 2009 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение.

Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 08.09.2009 года Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2009 года оставлено без изменения.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 28 сентября 2009 года заявленные требования удовлетворены.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области с принятым Решением не согласилось, обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит Решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.

В апелляционной жалобе податель ссылается на то, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не полно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела. По мнению Управления, судом первой инстанции не установлено, соответствует ли оспариваемое представление закону, кроме того не исследовался вопрос о наличии полномочий на вынесение указанного представления.

Администрация Старополтавского муниципального района Волгоградской области представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором возражала против доводов апелляционной жалобы, считает Решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствии представителей сторон, на основании п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ.

Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области по обращению Управления Федеральной службы безопасности по Волгоградской области от 21.01.2009 года № 0/3/4-128 проведена проверка использования субсидий, выделенных из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской Федерации в 2006 – 2007 годах на проведение мероприятий по обеспечению молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там, в Администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области за период с 01.01.2006г. по 31.12.2007г.

Проверяющие выявили, что в нарушение раздела 3 Федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2002г. № 858, п.32, п.57 Правил предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04. 2006г. № 250, в списки молодых семей и молодых специалистов на 2006-2007г.г. включены лица, не отвечающие требованиям профессиональной трудовой занятости, профессионального образования, что привело к неправомерному предоставлению в сумме 2 689 834 рублей государственной поддержки за счет субсидий из федерального бюджета. В нарушение п.44 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2006г. № 250, списки молодых семей и молодых специалистов на 2006г. утверждены Главой Старополтавского муниципального района, а не исполнительным органом субъекта Российской Федерации.



Результаты проверки отражены в акте от 12.02.2009 года.

По итогам проверки Управление вынесло в адрес и.о. Главы Старополтавского муниципального района Волгоградской области Р.А. Кильдеева представление от 18.02. 2009 года № 07-08/10/07-18-05/613 о рассмотрении представления, принятии мер по недопущению выявленных нарушений и взысканию неправомерно израсходованных бюджетных средств в сумме 2689834 рублей, рассмотрении вопроса об ответственности должностных лиц за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей и представлении в установленных срок информации об устранении выявленных нарушений и принятых мерах.

Администрация Старополтавского муниципального района Волгоградской области не согласилось с вынесенным представлением в части выводов о неправомерном расходовании бюджетных средств и обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции, удовлетворяя требования Администрации, пришел к выводу, что Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области не представлено доказательств нарушения порядка формирования и утверждения списков молодых семей и молодях специалистов, являющихся участниками мероприятий, предусмотренных приложением №2 к Программе, установленного органами исполнительной власти РФ.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Из указанной нормы, а также положений главы 24 АПК РФ следует, что ненормативный правовой акт - это принятый компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий акт (независимо от формы выражения), который адресован конкретному лицу, содержит обязательные для этого лица правила поведения и влечет для него правовые последствия.

Согласно пункту 20.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“ (в редакции постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60) представления административных органов (должностных лиц), осуществляющих государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства (ответственность за невыполнение которых предусмотрена частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях и в порядке, определенных главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со статьей 268 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральная служба финансово-бюджетного надзора осуществляет финансовый контроль за использованием средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов, то есть контроль за целевым использованием бюджетных средств.

В подпункте 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово- бюджетного надзора, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2004 N 278, установлено, что в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности Федеральная служба финансово-бюджетного надзора имеет право направлять в проверенные организации, их вышестоящие органы обязательные для рассмотрения представления или обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных нарушений.

Орган бюджетного надзора вынес представление, действуя в рамках своих полномочий по контролю за использованием средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. В представлении содержатся выводы о неправомерном использовании Администрацией Старополтавского муниципального района Волгоградской области бюджетных средств, о нарушении бюджетного законодательства, а также требования, обязывающие Администрацию принять меры к взысканию неправомерно израсходованных бюджетных средств сумме 2 689 834 руб. и проинформировать контролирующий орган об устранении выявленных нарушений и принятии мер.

Признавая представление Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области недействительным суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2006 года №

250 утверждены «Правила предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» (далее - Правила), действие которых распространялось на 2006 - 2007 годы.

Правила устанавливают порядок и условия предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности (далее - граждане), а также на проведение мероприятий по обеспечению жильем молодых семей и молодых специалистов, проживающих и работающих на селе либо изъявивших желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - субсидии, молодые семьи, молодые специалисты).

Согласно пункту 4 (раздел 2) Правил право на получение государственной поддержки за счет средств бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям: а) постоянно проживающие в сельской местности; б) документально подтвердившие наличие собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил; в) нуждающиеся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктом 11 (раздел 2) Правил граждане, указанные в пункте 4 настоящих Правил, изъявившие желание улучшить жилищные условия с использованием государственной поддержки, представляют в органы местного самоуправления по месту постоянного жительства заявление об участии в реализации мероприятий Программы по форме согласно приложению N 2 с приложением следующих документов: а) копии документов, удостоверяющих личность заявителя и членов его семьи; б) копии документов, подтверждающих родственные отношения между лицами, указанными в заявлении в качестве членов семьи; в) копия документа, подтверждающего наличие у заявителя собственных (в том числе заемных) средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья; г) выписка из домовой книги и копия финансового лицевого счета; д) документ, подтверждающий признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий; е) копия трудовой книжки (для работающих).

57 раздела 4 Правил предусмотрено, что молодые семьи и молодые специалисты, имеющие собственные (в том числе заемные) средства в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, вправе улучшить свои жилищные условия в порядке, предусмотренном разделом II настоящих Правил. Право на обеспечение жильем на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют молодые семьи и молодые специалисты, нуждающиеся в улучшении жилищных условий или не имеющие жилья в сельской местности.

Пунктом 44 Правил предусмотрено, что органы исполнительной власти с учетом сведений о предварительных размерах субсидий формируют и утверждают списки молодых семей и молодых специалистов – участников мероприятий, предусмотренных приложением №2 к Программе, в планируемом году. О принятом решении органы исполнительной власти уведомляют граждан, включенных в указанные списки.

Поскольку все участники Программы, включенные в списки молодых семей и молодых специалистов на 2006-2007г.г. изъявили желание приобрести (построить) жилье с использованием собственных средств, то вывод Федеральной службы финансово-бюджетного надзора о несоответствии сферы трудовой деятельности членов молодой семьи и молодых специалистов установленным Правилами требованиям является неверным.

Списки утверждены Главой Старополтавского района в соответствии с п.44 Правил.

Таким образом, апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что Администрация правомерно выделила за счет средств федерального бюджета субсидии на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий 23 членам молодых семей в 2007-2008 годах. Действия Администрации Старополтавского муниципального района Волгоградской области соответствуют положениям пунктов 4,1 раздела 2, пункта 57 раздела 4 вышеуказанных Правил.

Управление в нарушение положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ не представило достаточных доказательств, подтверждающих факт нарушений Администрацией положений разделов 2 и 4 Правил и соответствия оспариваемого представления положениям действующего законодательства.

Вместе с тем в апелляционной жалобе указывается, что при вынесении решения судом первой инстанции не установлено, соответствует ли оспариваемое представление закону, кроме того, не исследовался вопрос о наличии полномочий на вынесение указанного представления.

Данные доводы не влекут отмену судебного акта, поскольку Решение суда не мотивировано отсутствием у подателя апелляционной жалобы полномочий на вынесение представления.

Вместе с тем при вынесении судебного акта, судом первой инстанции не дана оценка законности представления в части обязания и.о. главы Старополтавского муниципального района Волгоградской области принять меры к взысканию неправомерно израсходованных бюджетных средств в сумме 2689 834 руб. и рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, однако ссылка на эти обстоятельства как на самостоятельное основание для оспаривания в заявлении Администрации имеется.

Однако с учетом того, что суд удовлетворил требования в полном объеме, указав на это в резолютивной части судебного акта, суд апелляционной инстанции считает возможным дополнить мотивировочную часть решения.

Согласно пункту 2 статьи 284 Кодекса руководители федеральных органов исполнительной власти и ее территориальных органов в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными нормативными правовыми актами, при наличии оснований, установленных статьей 283 Кодекса вправе в числе прочего вынести руководителям получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств.

Статьей 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлен открытый перечень оснований применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, в соответствии с которым также предусматриваются дополнительные основания применения мер принуждения в соответствии с Кодексом и федеральными законами.

Учитывая вышеизложенное, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора вправе выносить руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в том числе о возмещении средств, в частности, в случаях переплаты физическим лицам на счет средств, выделенных получателям средств из федерального бюджета.

При этом следует обратить внимание на то, что к получателям средств бюджета не могут применяться меры принуждения в виде возмещения средств, использованных не по целевому назначению или незаконно, исполняемые в порядке бесспорного взыскания сумм с лицевых счетов получателей средств бюджета.

Помимо этого суд апелляционной инстанции обращает внимание на неправомерное указание в п.4 оспариваемого Представления на необходимость рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности должностных лиц за ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей, поскольку разРешение данного вопроса находится в компетенции работодателя принимать необходимые кадровые решения по своему усмотрению.

При таких обстоятельствах, допущенное арбитражным судом первой инстанции неполное мотивирование принятого решения не повлекло принятие неправильного судебного акта и по этой причине не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.

На основании изложенного, судебная коллегия апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, полагая Решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

Руководствуясь статьями 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Постановил:

Решение арбитражного суда Волгоградской области от 28 сентября 2009 года по делу № А12-8851/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший Решение.

Председательствующий М.Г. Цуцкова

Судьи: С.Г. Веряскина

О.А. Дубровина