Судебная власть

Решение от 22 апреля 2010 года № А62-834/2010. По делу А62-834/2010. Смоленская область.

Решение

г. Смоленск Дело № А62-834/2010

22 апреля 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 15.04.2010г.

Полный текст решения изготовлен 22.04.2010г.

Арбитражный суд Смоленской области в составе: судьи Борисовой Л.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Борисовой Л.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

Индивидуального предпринимателя Ф.И.О. br>
к Администрации г. Смоленска

Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области

о признании незаконными действий, выразившихся в отказе осуществления процедуры выбора земельного участка

при участии в судебном заседании:

от Заявителя: Лысенко Т.В. – представитель (доверенность, паспорт)

от Ответчика: Горбатюк М.В. – юрисконсульт правового управления (доверенность, удостоверение), Красильникова Е.В. – заместитель начальника управления (доверенность, удостоверение)

от Третьего лица: не явился, извещен надлежащим образом

Индивидуальный предприниматель Ф.И.О. (далее – Заявитель, Предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Смоленской области к Администрации г. Смоленска (далее – Ответчик, Администрация) с заявлением о признании незаконными действий, выразившихся в отказе осуществления процедуры выбора земельного участка, площадью 300 кв.м., расположенного по адресу: г. Смоленск, ул. Петра Алексеева, возле дома № 22/72, для размещения объекта капитального строительства – административного здания с офисными помещениями.



В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, Предприниматель указал Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее – Департамент), как уполномоченный на распоряжение земельными участками орган.

Ответчик оспаривает требования Заявителя по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Установил:

03 апреля 2009г. ИП Беспаленкова О.В. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением о выборе земельного участка и его предварительном согласовании.

Письмом от 14.04.2009 № 7110/08 (л.д. 25) Департамент сообщил Предпринимателю о том, что ее заявление направлено в Администрацию г. Смоленска для выполнения мероприятий по выбору земельного участка и утверждению схемы его расположения.

Позднее, письмом от 22.05.2009 № 10442/08 (л.д. 21) Департамент уведомил Предпринимателя о необходимости предоставления в Управление Архитектуры и Градостроительства Администрации г. Смоленска предпроектной проработки возможного размещения объекта.

25.09.2009 Предпринимателем представлено в адрес Ответчика технико-экономическое обоснование проекта строительства, выполненное ООО «Бюро строительных услуг «Позитив», после чего ей был выдан бланк акта выбора земельного участка.

После согласования акта выбора земельного участка со всеми необходимыми организациями Предприниматель передал документы в Администрацию г. Смоленска с целью утверждения схемы и акта выбора земельного участка.

Рассмотрев поданное Предпринимателем заявление, об обеспечении процедуры выбора земельного участка, Администрация г. Смоленска письмом от 23.10.2009 № 23-6177 отказала ей в обеспечении данной процедуры со ссылкой на Постановление Администрации г. Смоленска от 16.02.2009 № 145-адм “Об утверждении Методических рекомендаций по формированию земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома и иные входящие в состав таких домов объекты недвижимого имущества, в границах кварталов, микрорайонов и других элементов планировочной структуры на территории города Смоленска“ (далее – Постановление № 145-адм).

Не согласившись с принятым Решением, ИП Беспаленкова О.В. обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 АПК РФ все представленные документы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования обоснованными, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 197 АПК РФ (часть 2) производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации целью градостроительного развития территорий является их застройка.

Согласно статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.



Орган местного самоуправления по заявлению юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. При этом в силу совокупности положений Земельного Кодекса РФ испрашиваемый и предоставляемый земельный участок должен быть свободен от прав третьих лиц.

Из представленных в материалы дела фотографий судом установлено, что предполагаемый к предоставлению земельный участок является не застроенным.

Ссылку Ответчика о невозможности обеспечения процедуры выбора испрашиваемого земельного участка в связи с тем, что Заявителем не представлено согласование местоположения границ такого земельного участка с собственниками помещений в многоквартирном жилом доме, примыкающему к нему, суд считает необоснованной, исходя из следующего.

Согласно Закону Смоленской области от 08.02.2007г. № 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске» полномочия по распоряжению земельными участками переданы Администрации Смоленской области.

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления информации и необходимых согласований для обеспечения процедуры выбора земельных участков по обращениям граждан и юридических лиц для последующего принятия решения о предварительном согласовании мест размещения объектов на территории города Смоленска, утвержденного Постановлением Администрации г. Смоленска от 24.07.2007г. № 2036-адм, Администрация города Смоленска в лице Управления архитектуры и градостроительства (далее – УаиГ) по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению уполномоченного органа обеспечивает выбор земельного участка, в целях которого в двухнедельный срок предоставляет бесплатно сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города Смоленска, необходимые для согласования акта о выборе и утверждения проекта границ земельного участка, а также бланк акта о выборе земельного участка для проведения процедуры согласований.

Кроме того, Администрация информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства (пункт 4 Порядка № 2036-адм).

Пунктом 5 указанного выше Порядка предусмотрено, что по результатам выбора земельного участка Администрация утверждает проект границ земельного участка. Копия постановления Администрации об утверждении проекта границ земельного участка с актом о выборе земельного участка направляются в уполномоченный орган либо заявителю.

В соответствии с пунктом 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимают Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

В силу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Из приведенных выше положений нормативных актов в их взаимной связи следует, что процедура предварительного согласования места размещения объекта строительства состоит из четырех этапов: первый из которых - выбор участка, второй этап - это формирование земельного участка с межеванием участка и определением его границ, на третьем этапе заявителю, имеющему предварительное согласование места размещения объекта и описание земельного участка, присваивается кадастровый номер и выдается его кадастровый план, на четвертом заключительном этапе заявитель обращается в уполномоченный орган власти с заявлением о предоставлении земельного участка.

Таким образом, указанные выше нормы права вообще не содержат положений, при которых органы местного самоуправления вправе отказать заинтересованным лицам в выборе земельного участка, поскольку пунктом 2 Порядка № 2036-адм прямо предусмотрено, что Администрация города Смоленска в лице управления архитектуры и градостроительства обеспечивает выбор земельного участка.

В соответствии с пунктом 2.5 Постановления № 145-адм в случае рассмотрения заявлений о формировании земельных участков под объектами общественно-бытового назначения, примыкающими к земельным участкам под многоквартирными жилыми домами, сформированным после 1 марта 2005 года и стоящим на государственном кадастровом учете, необходимо согласование местоположения границ таких земельных участков с собственниками помещений в многоквартирных жилых домах.

Поскольку процедура выбора земельного участка не является стадией формирования земельного участка, то в данной части доводы Ответчика суд считает необоснованными.

С учетом изложенного, отказ Предпринимателю в обеспечении выбора земельного участка произведен Администрацией города Смоленска необоснованно.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Судья Л.В. Борисова