Судебная власть

Решение от 2010-04-12 №А40-163478/2009. По делу А40-163478/2009. Москва.

Решение

г. Москва Дело № А40-1663478/09-120-1033

05.04.2010 года.

Резолютивная часть решения объявлена 29.03.2010 года

Полный текст решения изготовлен 05.04.2010 года.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи - Блинниковой И.А.

протокол ведет - судья Блинникова И.А. Рассматривает в открытом судебном заседании дело по иску (заявлению) ОАО «РЖД»

к ответчику (заинтересованному лицу) Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта

о признании недействительным предписания Госжелдорнадзора от 04.12.2009 г. № 02ГС/12-09

третье лицо Начальник ВЧД-1 Бойков Е.А.

с участием:

от истца (заявителя) Санаров СВ. дов. от 07.12.2009 г. № ФПДЮприм-14/168, Шавленко

С.А. дов. от 19.03.2010 г. № РДОПЮ-08/43

от ответчика Суромкин А.В. дов. от 11.01.2010 г. № ГК-10/7-15

от третьего лица – не явились



Установил:

ОАО «РЖД» обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованием к Управлению государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта о признании недействительным предписания Госжелдорнадзора от 04.12.2009 г. № 02ГС/12-09.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на нарушение ответчиком Положения об Управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 06.01.2007 г. № ВС-22фс, поскольку оспариваемое предписание выдано филиалу ОАО «РЖД», не являющемуся самостоятельным юридическим лицом; оспариваемое предписание является необоснованным и немотивированным, поскольку в нем не приведены ссылки на конкретные нормы действующего законодательства, которые были нарушены действиями ОАО «РЖД»; в структуре ОАО «РЖД» отсутствует подразделение, указанное в предписании в разделе «организационно-правовая форма и наименование юридического лица».

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве. Пояснил, что в силу положений ст.20 ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Положения о Ространснадзоре, Ространснадзор осуществляет техническое регулирование в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. В связи со сходом второй колесной пары локомотива и четырех хвостовых вагонов поезда № 166 «Невский экспресс» и гибели людей в силу возложенных обязанностей и предоставленных полномочий Госжелдорнадзором было выдано предписание об отставлении от эксплуатации вагонов модели 61-4192 до выяснения всех причин происшествия. Предписание выдано должностному лицу, ответственному за обеспечение работы депо и направление деятельности структурных подразделений на основе рационального и эффективного использования технических и материальных средств железнодорожного транспорта с гарантией безопасности.

Третье лицо, уведомленное надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилось, что не препятствует рассмотрению дела в порядке ст. ст. 123, 156 АПК РФ.

Заявление по настоящему делу поступило в Арбитражный суд г. Москвы 07.12.2009г., то есть в пределах срока обжалования, установленного частью 4 ст. 198 АПК РФ.

Рассмотрев заявление, исследовав доказательства по делу, заслушав представителей сторон, суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с со ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Закон № 17-ФЗ) и Положения о Ространснадзоре, Ространснадзор осуществляет техническое регулирование в области безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных связанных с перевозочным процессом на железнодорожном транспорте технических средств, в том числе установление классификации, порядка служебного расследования и учета транспортных происшествий и иных связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта событий.

Как следует из материалов дела, 21.11.2009г. в 21:35 на 285 км. Октябрьской железной дороги произошел сход второй колесной пары локомотива и 4-х (№№ 00233155, 00233171, 00233213, 00233222) хвостовых вагонов поезда № 166 «Невский экспресс». В результате крушения погибли и получили ранения люди.

Изучив материалы катастрофы, в части касающейся вопросов ведения Ространснадзора, Ространснадзор пришел к выводу, что вагоны пассажирские открытого типа с креслами для сидения модели 61-4192 не соответствуют требованиям безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, безопасности жизни и здоровья пассажиров.

Как установлено должностными лицами Ространснадзора, железнодорожные вагоны (№№ 00233155, 00233171, 00233213, 00233222) пассажирские открытого типа с креслами для сидения модели 61-4192 имеют сертификат соответствия № ССФЖТ RU.ЦВ02.А.03343, выданный Государственным учреждением Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте.

В приложении № 1 сертификата соответствия № ССФЖТ RU.ЦB02.A.03343 содержится перечень доказательных документов, на основании которых был выдан указанный сертификат.

В п. 4 приложения № 1 к сертификату соответствия № ССФЖТ RU.ЦВ02.A.03343 указано, что вагоны пассажирские открытого типа с креслами для сидения модели 61-4192 испытания не проходили. Вместо вагонов модели 61-4192 испытания прошли вагоны пассажирские купейные с креслами для сидения модели 61-4170. Таким образом, было выявлено нарушение, допущенное при проведении сертификации.

Сертификат соответствия № ССФЖТ RU.ЦB02.A.03343, выданный ОАО «Тверской на вагон пассажирский открытого типа модели 61-4192, предусматривал обязательную комплектацию вагонов креслами пассажирскими, сертифицированными в Системе сертификации на федеральном железнодорожном транспорте на соответствие нормам безопасности, установленным НБ ЖТ ЦЛ 111-2003.

Вагоны пассажирские открытого типа с креслами для сидения модели 61-4192, были укомплектованы креслами пассажирскими, не прошедшими сертификацию на соответствие нормам безопасности НБ ЖТ ЦЛ 111-2003, в связи, с чем эксплуатация вышеуказанных вагонов не представляется возможной.



О данных нарушениях было сообщено Государственному учреждению «Регистр сертификации на федеральном железнодорожном транспорте».

Регистром сертификации была проведена проверка обоснованности выдачи сертификата соответствия № ССФЖТ RU.ЦB02.A.03343, по результатам которой принято Решение об аннулировании указанного сертификата, о чем было сообщено Ространснадзору.

Учитывая тот факт, что вагоны модели 61-4192 явились причиной травмирования и гибели людей, а также что железнодорожный транспорт является источником повышенной опасности и дальнейшая перевозка пассажиров в вагонах модели 61-4192 может привести к травмированию и/или гибели пассажиров, Ространснадзор, в соответствии с представленными ему полномочиями (п. 7.9 Положения о Ространснадзоре) выдал обязательное для исполнения предписание от 01.12.2009г. №01ГС/12-09 об отставлении от эксплуатации в скоростном движении вагоны модели 61-4192 вице-президенту ОАО «РЖД» Акулову М.Д.

Согласно предписанию на Акулова М.П. возлагалась обязанность совершить ряд действий, связанных с организацией перевозочного процесса, цель которых жизнь и здоровье пассажиров.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Закона № 17-ФЗ требования, предъявляемые государственными ревизорами Ространснадзора в пределах их компетенции к физическим и юридическим лицам, являются обязательными для исполнения.

В связи с тем, что Предписание Ространснадзора исполнено не было, в отношении вице-президента ОАО «РЖД» Акулова М.П. было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок и по существу законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушения законодательства.

Постановлением мирового судьи с/у 382 Красносельского района г. Москвы от 04.02.2010 г. Акулов М.П. был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Приказом Ространснадзора от 19 ноября 2009 г. N АК-1275фс утверждено Положение об Управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

В соответствии с п. 1.1. Положения Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Управление) является структурным подразделением центрального аппарата Федеральной службы по надзору в сфере транспорта выполняет задачи и функции, предусмотренные настоящим Положением, по контролю и надзору в сфере железнодорожного, промышленного транспорта.

Согласно п. 6 Положения основными задачами Управления являются, в том числе, осуществление контроля и надзора за соблюдением физическими и юридическими лицами требований нормативных актов в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера обеспечения безопасности перевозок опасных грузов на железнодорожном транспорте.

В соответствии с п.п.8.2, 8.3 Положения Управление представляет Федеральную службу по надзору в сфере транспорта в единой государственной системе предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на железнодорожном транспорте, участвует в оперативном руководстве функциональной подсистемой предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно п. 9.9. Положения Управление выдает физическим и юридическим лицам, осуществляющим деятельность на железнодорожном транспорте, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений, действующих норм и правил при эксплуатации, ремонте, хранении железнодорожной техники, а также предписания о запрете или приостановке эксплуатации подвижного состава в случае выявления нарушений и недостатков, угрожающих безопасности движения на железнодорожном транспорте.

Таким образом, Управление государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта является уполномоченным органом по контролю за соблюдением безопасности на железнодорожном транспорте.

К полномочиям Управления относится выдача обязательных для исполнения предписаний, в том числе, о запрете или приостановке эксплуатации подвижного состава.

В связи с чем суд прошел к выводу о том, что Управление является надлежащим ответчиком по делу.

В соответствии с Распоряжением и.о. руководителя Ространснадзора от 04.12.2009г. № АК-217-р(фс) должностными лицами Управления государственного железнодорожного надзора Ространснадзора была проведена проверка по выполнению предписания от 01.12.2009г. № 01 ГС/12-09. В ходе проверки было выявлено неисполнение предписания от 01.12.2009г. № 01 ГС/12-09, а именно по состоянию на 04.12.2009г. на территории Ленинградского железнодорожного вокзала вагоны № 3 (33189) и № 4 (33197) проекта 61-4192 имеются в составе скоростного пассажирского проезда № 166 «Невский экспресс» (место отправления: Москва, Ленинградский железнодорожный вокзал), билеты пассажирам в эти вагоны проданы и поезд готовится к подаче под посадку пассажиров. Данное обстоятельство подтверждается актом проверки от 04.12.2009г. № 16/14-12-09.

Поезд № 166 «Невский экспресс» до подачи на станцию под посадку находился в пассажирском вагонном депо Москва.

Учитывая то, что вагоны № 3 (33189) и № 4 (33197) проекта 61-4192 имеются в составе скоростного пассажирского проезда № 166 «Невский экспресс», который готов к подаче на станцию под погрузку пассажиров и ожидает выхода из депо, а единственное должностное лицо, на тот момент, способное задержать выход поезда из депо и дать указание об отставлении от эксплуатации указанных вагонов является Бойков Е.А., именно Бойкову Е.А. было выдано предписание от 04.12.2009г. № 02ГС/12-09 об отставлении вагонов от эксплуатации, которое было исполнено.

Частью 1 ст. 17 Закона № 17-ФЗ предусмотрено, что предназначенные для перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа по железнодорожным путям общего пользования железнодорожный подвижной состав должен удовлетворять требованиям стандартов, правил и норм, а также требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

В соответствии с ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта» на перевозчика возлагается обязанность по обеспечению условий безопасного проезда для жизни и здоровья пассажиров, безопасности перевозок грузов, багажа и грузобагажа.

Пассажирские вагоны, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям санитарных норм, правил, других нормативных документов.

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, железнодорожный подвижной состав должен иметь соответствующие сертификаты соответствия или декларации о соответствии.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 17-ФЗ обязательной сертификации подлежат: железнодорожный подвижной состав и их составные части, включенные в «Номенклатуру объектов железнодорожного транспорта, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации».

Общие правила процедуры сертификации и аккредитации на федеральном железнодорожном транспорте Российской Федерации, определенны Правилами по проведению сертификации в Российской Федерации, утвержденные Указанием МПС от 12.11.1996 № 166у.

Общество осуществляет деятельность по перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом.

Перевозка пассажиров является неотъемлемой частью перевозочного процесса. Перевозочный процесс, в соответствии со ст. 2 Закона № 17-ФЗ представляет собою совокупность организационно и технологически взаимосвязанных операций, выполняемых при подготовке, осуществлении и завершении перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа железнодорожным транспортом.

Довод заявителя о нарушении ответчиком требований Положения об Управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 06.01.2007 г. № ВС-22фс, судом отклоняется, поскольку опровергается материалами дела. В судебном заседании представитель заявителя не смог указать закон, положениям которого не соответствует оспариваемое предписание.

Остальные доводы заявителя судом также отклоняются как необоснованные.

Пассажирское вагонное депо Москва, является структурным подразделением Северо-Западной региональной дирекции по обслуживанию пассажиров «Транссервис» - структурного подразделения Федеральной пассажирской дирекции - филиала открытого акционерного общества «Российские железные дороги». Согласно приказу от 01.04.2008г. № 169/к начальником пассажирского вагонного депо Москва является Бойков Евгений Алексеевич.

В числе прочих обязанностей на Бойкова Е.А. возложено обеспечение работы депо и направление деятельности структурных подразделений развитие производства, широкое внедрение новой техники на основе рационального и эффективного использования технических и материальных средств железнодорожного транспорта с гарантией безопасности.

Таким образом, начальник депо после подготовки вагонов к рейсу гарантирует безопасную эксплуатацию вагонов, поданных под посадку пассажиров.

Учитывая, что обжалуемое предписание фактически было выполнено, сертификат соответствия был аннулирован, препятствие для осуществления Обществом предпринимательской деятельности отсутствует.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В связи с изложенным, оспариваемое предписание является законным и не нарушает права и законные интересы заявителя.

При рассмотрении настоящего дела суд учитывает правовую позицию, изложенную в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Арбитражного Суда РФ от 01 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ», в силу которой основанием принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух вышеназванных условий.

Поскольку судом установлено, что предписание является законными и не нарушает права и законные интересы заявителя, в удовлетворении требований ОАО «РЖД» следует отказать.

Расходы по уплате государственной пошлины распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст.ст. 64, 65, 75, 167-170, 200, 201 АПК РФ, суд

Решил:

Проверив на соответствие Положению об Управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденного приказом Ространснадзора от 19 ноября 2009 г. N АК-1275фс, заявление ОАО «РЖД» о признании недействительным предписания Госжелдорнадзора от 04.12.2009 г. № 02ГС/12-09 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья И.А.Блинникова