Судебная власть

Решение от 2010-03-23 №А40-161794/2009. По делу А40-161794/2009. Москва.

Решение

г. Москва

16.03.2010г. Дело № А40-161794/09-120-1008

Резолютивная часть оглашена 09.03.2010г.

Мотивированное Решение в полном объеме изготовлено 16.03.2010г.

Арбитражный суд города Москвы в составе:

Судьи - Блинниковой И.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Блинникова И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании

дело по заявлению ЗАО «Ф.Карго энд Кастомз Сервисез» (ЗАО «Ф.К.С.»)

к ответчику Центральная акцизная таможня

о признании незаконными действий, выразившихся в возврате заявления от 20.10.2009 г. № 667 без рассмотрения и обязании возвратить ЗАО «Ф.К.С.» излишне уплаченные таможенные платежи

с участием:

от заявителя - Поспелова М.В., Нестерова Ю.В. дов. от 01.02.2010 г. б/н

от ответчика - Ларкина М.Г. дов. от 09.02.2010 № 07-16/2322

Установил:



ЗАО «Ф.Карго энд Кастомз Сервисез» (ЗАО «Ф.К.С.») (далее по тексту также – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконными действий Центральной акцизной таможни, выразившихся в возврате заявления от 20.10.2009 г. № 667 без рассмотрения и обязании Центральную акцизную таможню возвратить ЗАО «Ф.К.С.» излишне уплаченные таможенные платежи.

Заявление общества мотивировано тем, что Решение ответчика о возвращении заявления от 20.10.2009 г. № 667 без рассмотрения со ссылкой на несоблюдение заявителем норм Приказа ГТК России от 25.05.04г. №607 «Об утверждении Перечня документов и формы заявления» не законно. Все необходимые документы имелись в распоряжении ответчика.

Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве. Ответчик считает, что возврат заявления основан на положениях ч. 2 ст. 355 ТК РФ, в соответствии с которым при отсутствии в заявлении требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.

Рассмотрев материалы дела, выслушав объяснения представителей сторон, оценив представленные доказательства, суд признал заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Проверив соблюдение заявителем установленного ч. 4 ст. 198 АПК РФ срока на обжалование, суд Установил, что указанный срок заявителем соблюден.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.

Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из материалов дела, Закрытое акционерное общество «Ф. Карго энд Кастомз Сервисез» обратилось Центральную акцизную таможню (далее ЦАТ) с заявлением от 20.10.2009 г. Исх. № 667 о возврате излишне уплаченных таможенных пошлин. Основанием для возврата денежных средств являлось Решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.04.2009 г. по делу № А40-18941/09-72-59.

На основании ч. 2 ст. 355 ТК РФ письмом от 02.11.2009 г. № 16-14/23997 заявление с приложенными документами было возвращено заявителю без рассмотрения, в связи с непредставлением документов, предусмотренных Приказом ГТК России от 25.05.2004 № 607.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего.

В соответствии с п. 1 ст. 355 Таможенного кодекса РФ излишне уплаченной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством РФ и Таможенным кодексом РФ.

Излишне уплаченные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату таможенным органом по заявлению плательщика. Указанное заявление подается в таможенный орган, на счет которого были уплачены указанные суммы, не позднее трех лет со дня их уплаты (п. 2 ст. 355 Таможенного кодекса РФ).

Согласно ч. 4 ст. 355 ТК РФ возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, на счет которого поступили суммы таможенных платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов.

Форма заявления о возврате (зачете) денежных средств и перечень документов, необходимых для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате авансовых платежей регулируются Приказом ГТК России от 25.05.2004 № 607.



Заявление, не соответствующее форме, установленной Приказом, отсутствие необходимого пакета документов для рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных таможенных платежей, является согласно п. 2 ст. 355 ТК РФ основанием для возврата заявления без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления.

ЗАО «Ф.К.С.» не представило документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей, представление которых предусмотрено п. 3 Приложения 1 к Приказу, необходимые для принятия решения о возврате (зачете) таможенных пошлин, налогов и возврате таможенных платежей. Такими документами могли бы являться, учитывая, что налоговой базой для целей исчисления таможенных пошлин, налогов является таможенная стоимость товаров и (или) их количество, документы, подтверждающие основу начисления таможенных платежей, в числе прочего форма корректировки таможенной стоимости (КТС-2).

В соответствии с п. 4, 5 Приложения 1 к Приказу к заявлению должны прилагаться свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, свидетельство о государственной регистрации юридического лица, если они не были представлены ранее при таможенном оформлении. Данные документы были затребованы ЦАТ, поскольку в заявлении ЗАО «Ф.К.С.» о возврате излишне уплаченных таможенных платежей отсутствовала ссылка о представлении этих документов ранее при таможенном оформлении.

Согласно п. 8 Приложения 1 к Приказу обязательным к представлению в таможенный орган является заверенный в установленном порядке образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате денежных средств. Также в соответствии с письмом ФТС России от 17.07.2006 № 15-109/25126 «О применении приказа ГТК России от 25.05.2004 № 607» подлинность собственноручной подписи лица может быть удостоверена как нотариально, так и без нотариального свидетельствования, например, при проставлении собственноручной подписи в присутствии сотрудника таможенного органа, который ее заверяет.

В соответствии с п. 2 ст. 355 ТК России, согласно которому заявление о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания. К указанному заявлению должны прилагаться документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов. При подаче этого заявления правопреемником плательщика к указанному заявлению также должны прилагаться документы, подтверждающие его правопреемство. Если таможенные пошлины, налоги были уплачены иным лицом, к такому заявлению должен прилагаться документ, подтверждающий согласие этого лица на возврат излишне уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов плательщику (его правопреемнику). При отсутствии в заявлении требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

В связи с изложенным судом отклоняется довод заявителя о том, что Решение ответчика о возвращении заявления от 20.10.2009 г. № 667 без рассмотрения со ссылкой на несоблюдение заявителем норм Приказа ГТК России от 25.05.04г. №607 «Об утверждении Перечня документов и формы заявления» незаконно, поскольку перечень оснований для отказа в возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, установленный ст.355 ТК РФ, является исчерпывающим, и ТК РФ не предусмотрено право таможенных органов устанавливать перечень документов, представляемых при возврате излишне уплаченных таможенных платежей.

Указанная норма не применима в данной ситуации, поскольку письмом от 02.11.2009 № 16-14/23997 ЦАТ отказала в рассмотрении заявления в связи с непредставлением необходимых документов, предусмотренных перечнем требуемых документов, определенным Приказом, а не приняла Решение об отказе в возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Судом проверено и установлено, что действия ЦАТ, выразившиеся в возврате заявления ЗАО «Ф.К.С.» от 20.10.2009 № 667 без рассмотрения, соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Довод заявителя о том, что не приложенные им к заявлению документы имеются в распоряжении ответчика, судом также отклоняется, т.к. заявитель не представил доказательств их направления в таможенный орган.

Права заявителя в сфере предпринимательской деятельности не нарушены, т.к. заявитель не лишен возможности обратиться вновь с заявлением в таможенный орган, приложив все необходимые документы.

Исходя из изложенного, оснований для вывода о нарушении ответчиком требований законодательства при возврате заявления ЗАО «Ф.К.С.» от 20.10.2009 г. № 667 без рассмотрения, у суда не имеется, ввиду чего требования ЗАО «Ф.К.С.» не подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по госпошлине относятся на заявителя.

Исходя из изложенного, на основании ст.ст. 8, 11, 12, 13 Гражданского кодекса РФ, ст. 355 Таможенного кодекса РФ, руководствуясь ст.ст. 27-29, 33, 64-68, 71, 75, 81, 102, 110, 167-170, 176, 189, 197-201 АПК РФ суд,

Решил:

Проверив на соответствие ст. 355 ТК, заявление ЗАО «Ф.Карго энд Кастомз Сервисез» (ЗАО «Ф.К.С.») о признании незаконными действий Центральной акцизной таможни выразившиеся в возврате заявления от 20.10.2009 г. № 667 без рассмотрения и обязании возвратить ЗАО «Ф.К.С.» излишне уплаченные таможенные платежи оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья И.А.Блинникова