Судебная власть

Решение от 18 февраля 2009 года № А56-26304/2008. По делу А56-26304/2008. Ленинградская область.

Решение

г.Санкт-Петербург

18 февраля 2009 года Дело № А56-26304/2008

Резолютивная часть решения объявлена 11 февраля 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 18 февраля 2009 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в составе:

судьи Боровлева Д.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лукиным А.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению:

заявитель ЗАО “Траверз“

заинтересованное лицо Выборгская таможня

об оспаривании постановления от 01.07.2008 №10206000-2354/2007

при участии

от заявителя - Мазилкина С.Ю. доверенность от 01.07.2008,

от заинтересованного лица – Стерхов Д.Н., доверенность от 31.12.2008 № 05-01/234479,

Установил:



Закрытое акционерное общество «Траверз» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением (с учетом уточнения) о признании незаконным и отмене постановления Выборгской таможни (далее - таможенный орган) от 01.07.2008 по делу об административном правонарушении №10206000-2354/2007.

Общество в судебном заседании поддержало заявленные требования, полагая что при производстве по делу об административном правонарушении не доказано событие правонарушения.

Представители таможенного органа в судебном заседании возражали против удовлетворения требований заявителя, представили отзыв, пояснили, что материалами дела доказан факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое (далее – КоАП РФ) выразилось в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании перемещаемых товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации.

В связи с тем, что оспариваемое Постановление получено обществом 23.07.2008, а заявление направлено в Арбитражный суд 01.08.2008 оснований для удовлетворения ходатайства о восстановлении пропущенного срока не имеется.

Из материалов дела и объяснений сторон судом установлены следующие обстоятельства.

10.08.2007 общество, являясь перевозчиком, ввезло из Финляндии на таможенную территорию Российской Федерации (таможенный пост МАПП Торфяновка Выборгской таможни) на грузовом автомобиле государственный регистрационный номер Х 143 ЕТ 78/АО 9042 78/АР 5586 78 товар за исправными пломбами финской таможни.

Водителем общества для таможенного оформления представлены товаросопроводительные документы: книжка МДП № GХ 55054507, счет (инвойс) № 650N/143 от 09.08.2007, упаковочный лист № 650N/143 от 09.08.2007, товаротранспортная накладная № 1532 от 09.08.2007, согласно которым от отправителя «Технологи Агенси ЛЛП» в адрес российского получателя ООО «Тингар» перемещался товар - телевизоры в количестве 274 шт., 274 грузовых мест, ДВД -проигрыватели в количестве 660 шт., 660 грузовых мест, общим количеством 934 грузовых мест, общим весом брутто 19780 кг, на общую сумму 93007,53 долларов США. Место доставки: Московская западная таможня, т/п Ленинский.

Таможенный досмотр при прибытии товаров на таможенную территорию РФ и при завершении доставки, декларировании товаров в Московской западной таможне не проводился.

Согласно предоставленным финским таможенным органом товаросопроводительным документам, по книжке МДП № GX 55054507 при убытии с таможенной территории Финляндии перемещался товар: ДВД-проигрыватели (48шт.), часы-радио (24 шт.), диктофоны (46 шт.), радио (35 шт.), наушники (15 шт.), микрофоны (50 шт.), микроволновая печь (3 шт.), СД-плееры (24 шт.), видеокамеры (51 шт.), фотоаппараты (150 шт.), мониторы (6 шт.), телевизоры (662 шт.), общим количеством 934 грузовых мест, общим весом 19 780,00 кг.

Полагая, что перевозчик при прибытии товаров на таможенную территорию Российской Федерации предоставил таможенному органу документы, содержащие не достоверные сведения о товаре: количестве грузовых мест и их маркировке, наименовании товара, 19.12.2007 Выборгской таможней вынесено определение о возбуждении в отношении ЗАО «Траверз» дела об административном правонарушении № 10206000-2354/2007 и проведении по нему административного расследования. Действия Общества квалифицированы таможенным органом по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

19.06.2008 таможенный орган составил протокол об административном правонарушении № 10206000-2354/2007 (л.д. 193-197).

01.07.2008 Выборгской таможней вынесено Постановление по делу об административном правонарушении № 10206000-2354/2007, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Обществу назначено наказание в виде штрафа в сумме 65 000 рублей.

Основанием для привлечения общества к административной ответственности таможенный орган указал на представление перевозчиком документов, содержащих недостоверные сведения о наименовании товаров, количестве грузовых мест и их маркировке.

Согласно статье 73 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) при международной перевозке автомобильным транспортом перевозчик сообщает таможенному органу сведения о товарах и транспортных средствах, в том числе о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров, наименовании товаров; весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров в кубических метрах, за исключением крупногабаритных грузов. Перевозчик сообщает названные сведения путем представления таможенному органу следующих документов: документов на транспортное средство; международной товаротранспортной накладной; имеющихся у перевозчика коммерческих документов на перевозимые товары.

В соответствии с пунктом 2 статьи 81 ТК РФ для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик (экспедитор) представляет в таможенный орган отправления сведения о наименовании и местонахождении отправителя (получателя) товаров в соответствии с транспортными документами; о стране отправления (стране назначения) товаров; о наименовании и местонахождении перевозчика товаров либо экспедитора, если разРешение на внутренний таможенный транзит получает экспедитор; о транспортном средстве, на котором товары перевозятся по таможенной территории Российской Федерации, а при осуществлении перевозки автомобильным транспортом - также о водителе транспортного средства; о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или об объеме, о кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэконо Ф.И.О. не менее чем первых четырех знаков; об общем количестве грузовых мест; о пункте назначения товаров; о планируемой перегрузке товаров или других грузовых операциях в пути; о планируемом сроке перевозки товаров (статья 82 ТК РФ); о маршруте, если перевозка товаров должна осуществляться по определенным маршрутам (пункт 3 статьи 86 ТК РФ).



Частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сообщение таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации.

Согласно статье 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (далее - Конвенция МДП) правовые последствия для перевозчика влекут расхождения между сведениями, приведенными в грузовом манифесте книжки МДП, и содержимым транспортного средства, состава транспортных средств или контейнера, если таковые являются результатом преднамеренных ошибок либо ошибок, допущенных по небрежности при погрузке или отправке груза или при составлении упомянутого манифеста. Под ошибками, допущенными по небрежности, следует понимать действия, которые не совершены преднамеренно и с полным знанием обстоятельств, а обусловлены непринятием необходимых разумных мер для обеспечения точности сведений в каждом конкретном случае (пояснительные записки к статье 39 Конвенции МДП).

Пунктами 1 и 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее - КДПГ) предусмотрено, что при принятии груза перевозчик обязан проверить точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; внешнее состояние груза и его упаковку. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность соответствующих записей, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки. При отсутствии в накладной обоснованных перевозчиком оговорок имеется презумпция, что груз и его упаковка были внешне в исправном состоянии в момент принятия груза перевозчиком и что число грузовых мест, а также их маркировка и номера соответствовали указаниям накладной (пункт 2 статьи 9 КДПГ).

Из объяснения водителя транспортного средства Сумарокова С.А., отраженного в оспариваемом постановлении, следует, что водитель присутствовал при погрузке товара на складе в Финляндии, им были произведены пересчет грузовых мест, сверка наименования с товаросопроводительными документами, никаких расхождений выявлено не было.

По прибытии на территорию Московской Западной таможни и после прохождения всех соответствующих процедур, водителем Общества получены свидетельство о завершении Внутреннего таможенного транзита, подтверждение о прибытии. В транспортной накладной таможней назначения поставлены штамп «Товар поступил» и «Выпуск разрешен», что подтверждает факт прибытия груза, указанного в товаросопроводительных документах.

Из заключения эксперта Экспертно-криминалистической службы - регионального филиала Центрального экспертно - криминалистического таможенного управления Санкт-Петербурга № 1086/02-2007 от 02.10.2007 следует, что исследовались документы, скрепленные отрывными клапанами сейф-пакетов, в том числе АВ № 02691042. По результатам исследования Ф.И.О. номерной печати № 710 и штампа № 710 Выборгской таможни в документах: а именно: CARNET TIR № GX 55054507 и СMR № 15320 нанесены ЛНП и штампом № 710 Выборгской таможни.

Оттиски ЛНП № 710 Выборгской таможни были нанесены на упаковочный лист № 650N/143 Ф.И.О. номерной печатью № 710 Выборгской таможни.

В постановлении по делу об административном правонарушении таможенный орган указал, что согласно копии заключения эксперта ЭКС Регионального филиала ЦЭКТУ г. Санкт-Петербурга № 1086/02-2007, упаковочные листы и счета (инвойсы), хранившиеся в архиве ОКТТ и изъятые и приобщенные к материалам уголовных дел, отштампованы не личными номерными печатями Выборгской таможни, т.е. являются поддельными.

Из изложенного следует, что в архиве таможенного органа в одном и том же комплекте хранились документы, имеющие как подлинные штампы и печати таможенного органа, так и поддельные.

Пунктом 24 Инструкции «О действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых по таможенной территории Российской Федерации автомобильным транспортом, при их прибытии (убытии), перевозке в соответствии с процедурой внутреннего и международного таможенного транзита, а также временном хранении», утвержденной приказом ГТК России от 18.12.2003 № 1467 установлено, что если в качестве товаросопроводительных документов (ТД) используется книжка МДП, заполненная и оформленная в соответствии с Конвенцией МДП, то после осуществления документального контроля уполномоченное должностное лицо таможенного органа осуществляет действия, установленные пунктом 23 настоящей Инструкции (за исключением подпунктов «и» и «л»), а также заполняет графы 18-23 обоих отрывных листов и корешок № 1 комплекта книжки МДП, в которых проставляет подпись и оттиск ЛНП; отделяет отрывной лист № 1 комплекта книжки МДП для передачи с соответствующим комплектом документов в ОКТТ; возвращает оформленную книжку МДП с соответствующим комплектом документов перевозчику, в том числе в установленных случаях в пакет-сейфе (подпункты «г», «д»,«е» пункта 24 Инструкции в действующей в момент производства по делу об АП редакции).

Учитывая изложенное, в рассматриваемом случае разРешение должностным лицом таможни внутреннего таможенного транзита является свидетельством представления водителем надлежащего комплекта товаросопроводительных документов, а факт выдачи таможенным органом назначения Свидетельства о завершении внутреннего таможенного транзита подтверждает вручение водителем ЗАО «Траверз» должностному лицу таможенного органа назначения сейф-пакета в ненарушенном состоянии.

Таможенный орган не отрицает, что перевозчиком при въезде на территорию Российской Федерации и при завершении процедуры внутреннего таможенного транзита представлены пакеты документов, содержащие одинаковые сведения о товаре, в том числе, о наименовании, количестве грузовых мест и весе.

Как следует из материалов дела, таможенные органы не проверяли соответствие сведений о товаре, содержащихся в товаросопроводительных документах, товару, фактически перемещенному на территорию Российской Федерации, т.е. досмотр товара не производился ни таможенной службой Финляндии, ни таможенной службой Российской Федерации, следовательно, вывод таможни о представлении обществом документов, содержащих недостоверные сведения о товаре: количестве грузовых мест и их маркировке; наименовании товара, является предположительным и не основанным на фактических обстоятельствах. При этом таможенный орган не указал, по каким основаниям документы, предъявленные обществом таможенной службе Финляндии, признаны Выборгской таможней соответствующими товару, перемещенному на территорию Российской Федерации.

Факты причастности общества к подделке оттисков печатей Выборгской таможни, умышленного сообщения таможенному органу недостоверных сведений о товаре, ввоза на территорию Российской Федерации товара, не указанного в товаросопроводительных документах, Выборгской таможней не доказаны.

Кроме того, выводы таможенного органа о несоответствии количества грузовых мест и веса, указанных в документах, представленных таможенным органом Финляндии, и в документах, предъявленных Выборгской таможне, противоречат установленным в процессе административного производства, обстоятельствам, поскольку количество грузовых мест и вес товаров в исследуемых к Ф.И.О.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разРешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое Решение.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Решил:

Признать незаконным и отменить Постановление Выборгской таможни по делу об административном правонарушении от 01.07.2008 № 10206000-2354/2007, вынесенное в отношении закрытого акционерного общества «Траверз».

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение 10 дней со дня принятия решения.

Судья Боровлев Д.Ю.