Судебная власть

Решение от 26 мая 2010 года № А62-411/2010. По делу А62-411/2010. Смоленская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

г. Смоленск Дело №А62-411/2010

26 мая 2010 г.

Резолютивная часть решения объявлена 26 мая 2010 г. Полный текст решения изготовлен 26 мая 2010 г.

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Пузаненкова Ю.А., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ватагиной Т.Ф., рассмотрев дело по заявлению

Открытого акционерного общества «Центральная Телекоммуникационная компания» в лице Смоленского филиала ОАО «ЦентрТелеком»

к Администрации Духовщинского городского поселения Смоленской области

третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области

об обязании ответчика принять в муниципальную собственность Духовщинского городского поселения двухквартирный жилой дом по адресу: Смоленская область, г. Духовщина, ул. Исаковского, д. 25; двухквартирный жилой дом по адресу: Смоленская область, г. Духовщина, ул. Исаковского, д. 1а; квартиру в двухквартирном жилом доме по адресу: Смоленская область, г. Духовщина, ул. Исаковского, д. 30, кв. 2

при участии в судебном заседании:

от истца: не явился, извещен надлежаще;

от ответчика: не явился, поступило заявление о рассмотрении дела без участия представителя;

от третьего лица: не явился, извещен надлежаще

Установил:

Открытое акционерное общество «Центральная телекоммуникационная компания» в лице Смоленского филиала ОАО «ЦентрТелеком» (ОАО «ЦентрТелеком», Общество, истец) обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации Духовщинского городского поселения Смоленской области (администрация, ответчик) об обязании ответчика принять в муниципальную собственность Духовщинского городского поселения двухквартирный жилой дом по адресу: Смоленская область, г. Духовщина, ул. Исаковского, д. 25; двухквартирный жилой дом по адресу: Смоленская область, г. Духовщина, ул. Исаковского, д. 1а; квартиру в двухквартирном жилом доме по адресу: Смоленская область, г. Духовщина, ул. Исаковского, д. 30, кв. 2.



Определением Арбитражного суда Смоленской области от 02.02.2010 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Смоленской области (территориальное управление, третье лицо).

Администрация Духовщинского городского поселения Смоленской области ходатайствовала о рассмотрении дела без участия его представителя (№ 01-30/262 от 26.05.2010), в представленном отзыве на заявление просила отказать заявителю в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо в представленном отзыве (от 19.03.2010 № 03-3407/МА) поддержало требования Общества. Территориальное управление заявило, что спорные объекты жилого фонда не относятся к имуществу, которое может находиться в федеральной собственности, и в силу прямого указания закона являются объектом муниципальной собственности. При этом третье лицо сослалось на статью 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ), приложение № 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (Постановление Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1), пункт 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.06.1997 № 15.

Третье лицо отметило, что принятие им решения о безвозмездной передаче федерального имущества в муниципальную собственность невозможно в отсутствие соответствующего предложения муниципального образования, что следует из постановления Правительства РФ от 13.06.2006 № 374.

Ввиду неявки представителей лиц, участвующих в деле, в заседание арбитражного суда, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, дело рассмотрено в порядке ст. 156, АПК РФ в их отсутствие.

Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ имеющиеся в материалах дела документы, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии с выписками из реестра федерального имущества от 16.03.2010 №№ 157/20, 157/21, 157/6 двухквартирный жилой дом по адресу: Смоленская область, г. Духовщина, ул. Исаковского, д. 25; двухквартирный жилой дом по адресу: Смоленская область, г. Духовщина, ул. Исаковского, д. 1а; квартира в двухквартирном жилом доме по адресу: Смоленская область, г. Духовщина, ул. Исаковского, д. 30, кв. 2 находятся в федеральной собственности.

ОАО «ЦентрТелеком» в качестве правопреемника присоединенного к нему ОАО «Смоленсксвязьинформ» (ранее - АООТ «Смоленсксвязьинформ») в настоящее время несет бремя содержания спорных объектов жилого фонда социального назначения, которые в 1994 году в составе объектов, не подлежащих приватизации (жилые дома на сумму 1847 тыс. руб.), были переданы в безвозмездное пользование Государственному предприятию связи и информатики «Россвязьинформ» Смоленской области, в рамках приватизации которого было создано АООТ «Смоленсксвязьинформ» - правопредшественник Общества.

Передача на баланс Общества и нахождение на нем указанных объектов подтверждены представленными в дело договором передачи объектов и имущества социальной инфраструктуры в безвозмездное пользование ГПСИ «Россвязьинформ» Смоленской области от 18.01.1994 с перечнем жилого фонда, Планом приватизации, утвержденным 17.03.1994, договором о присоединении от 22.02.2002 № 306-ДО с передаточным актом к нему, выпиской из картотеки основных средств по состоянию на 01.12.2009, техническим паспортом от 24.05.2000, письмом истца от 16.05.2006 № 32-06-08/41/1772 в адрес администрации.

Пунктом 2 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-1 и Приложением № 3 к нему жилищный фонд отнесен к объектам, находящимся исключительно в муниципальной собственности.

Жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда может находиться в собственности поселений (пункт 3 части 2 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).

Находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в муниципальной собственности, подлежит безвозмездной передаче в муниципальную собственность в случае, если нахождение указанного имущества в федеральной собственности не допускается, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

Согласно пункту 4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16.05.2000 № 8-П отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения жилищного фонда социального использования, носят публично-правовой характер. Осуществляя их регулирование, законодатель, исходя из публичных целей, вправе определять, что те или иные объекты, необходимые для жизнеобеспечения населения, подлежат передаче соответствующему муниципальному образованию. Тем самым реализуется и распределение Ф.И.О. власти функций социального государства (статья 7 Конституции РФ).

При этом обязанность по передаче и принятию объектов, подлежащих нахождению в муниципальной собственности, определена законодателем императивно и не обусловлена возложением исключительно на передающую сторону дополнительных обязанностей в виде представления технической документации на передаваемые объекты (определение ВАС РФ от 25.02.2010 № ВАС-1697/10). Указанным в нормативных актах порядком передачи объектов жилого фонда также не предусмотрена передача только отремонтированных объектов, их приемка производится независимо от их состояния.

Недостаточность собственных средств муниципального образования для финансирования затрат на содержание передаваемых в муниципальную собственность объектов не имеет в данном случае правового значения. В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 №828-О-П разъяснено, что местный бюджет не существует изолированно – он является составной частью финансовой системы Российской Федерации; недостаточность собственны Ф.И.О. муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации.



Позиция Конституционного Суда Российской Федерации в Определении от 04.12.2007 № 828-О-П заключается в том, что волеизъявление органа местного самоуправления на передачу имущества из федеральной собственности в муниципальную собственность и объективная необходимость такой передачи должны учитываться при принятии решения о такой передаче в административном порядке - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества (абзац девятнадцатый части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ).

В случае, когда предложение муниципального образования о передаче в его собственность имущества из федеральной собственности отсутствует и административный порядок передачи невозможен (Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 № 374), указанная позиция Конституционного Суда РФ не препятствует разрешению в судебном порядке вопроса о передаче имущества, отнесенного законом к муниципальной собственности, по иску лица, права которого нарушаются отсутствием такой передачи.

Спорные объекты жилого фонда в соответствии с приведенными нормативными актами не включены в перечень объектов, относящихся к федеральной собственности, и подлежат безвозмездной передаче в муниципальную собственность Краснинского городского поселения, на территории которого они находятся.

Исковые требования ОАО «ЦентрТелеком» связаны с реализацией вышеизложенных нормативных положений, заявлены в целях освобождения организации от затрат по содержанию жилого фонда социального назначения, относящегося к муниципальной собственности, и подлежат удовлетворению.

Государственная пошлина в сумме 2000 руб. (платежное поручение от 21.01.2010 № 322), уплаченная Обществом, в связи с удовлетворением иска взыскивается в его пользу с ответчика (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункт 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 117).

Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее Решение суда в течение месяца после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) и в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск), апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья Ю.А. Пузаненков