Судебная власть

Решение от 18 февраля 2010 года № А41-40117/2009. По делу А41-40117/2009. Московская область.

Решение

г. Москва

«18» февраля 2010 г. Дело № А41-40117/09

Резолютивная часть решения объявлена «11» февраля 2010 г.

Текст Решение изготовлен в полном объеме «18» февраля 2010 г.

Арбитражный суд Московской области

в составе: судьи Васильевой Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Васильевой Е. В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кремлевские горки»

к Управлению лесного хозяйства по Московской области и г. Москве,

третье лицо – Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области

об оспаривании бездействия и обязании принять Решение о переоформлении договора аренды,

при участии в заседании:

от заявителя – Старцева Ю. И., паспорт, дов. от 23.11.2009,

от заинтересованного лица – Теренина И. А., паспорт, дов. от 31.12.2009,

от третьего лица – не явился, извещено,



Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Кремлевские горки» обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений от 29.12.2009, т. 1, л. д. 84), в котором просит:

признать незаконным бездействие Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, выразившееся в невынесении письменного решения по заявлению о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 29.09.2003, заключенного между ФГУ «Звенигородский лесхоз» (Арендодатель) и ООО «Кремлевские горки» (Арендатор), зарегистрированного в Московской областной регистрационной палате 06.01.2004 за № 50-01/20-88/2003-578, 587 и незаключении договора аренды лесного участка с ООО «Кремлевские горки» в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» № 324 от 25.05.2007;

обязать Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в целях приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации переоформить договор аренды участка лесного фонда от 29.09.2003, заключенный между ФГУ «Звенигородский лесхоз» (Арендодатель) и ООО «Кремлевские горки» (Арендатор), зарегистрированного в Московской областной регистрационной палате 06.01.2004 за № 50-01/20-88/2003-578, 587 на договор аренды лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Москворецкое лесничество, Звенигородское участковое лесничество, квартал 63, выделы 5, 9, квартал 64, выделы 1, 2, 3, 4 площадь: 22 га, кадастровый номер: 50:20:0050330:1068 для осуществления рекреационной деятельности сроком до 29.09.2052, по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» № 324 от 25.05.2007.

В качестве заинтересованного лица, в отношении которого предъявлены требования, заявителем указано Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, а в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области.

В обоснование своих требований заявитель указал, что общество на основании договора аренды от 29.09.2003 является арендатором участка лесного фонда для осуществления культурно-оздоровительных целей на срок 49 лет со дня государственной регистрации договора аренды. В соответствии с требованиями Лесным кодексом Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.11.2007 № 258 «Об утверждении Порядка приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации» 20.10.2009 ООО «Кремлевские горки» (повторно) обратилось в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве с соответствующим заявлением. Письмом от 02.11.2009 № 10/6138 в переоформлении договора отказано, поскольку указанные правовые акты не предусматривают переоформления договоров аренды после 01.01.2009.

В отзыве на заявленные требования Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве просило отказать в их удовлетворении, пояснив, что общество обратилось с заявлением о переоформлении договора аренды после 01.01.2009, тогда как после указанной даты у Мослесхоза отсутствовали полномочия по переоформлению договоров аренды участков лесного фонда.

От Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, кроме того, Решение вопроса об удовлетворении заявленных требований оставил на усмотрение суда.

Дело рассмотрено в соответствии с ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) в отсутствие Управления Федеральной регистрационной службы по Московской области, извещенного о месте и времени рассмотрения спора надлежащим образом.

В заседании суда полномочный представитель заявителя настаивал на удовлетворении заявленных требований с учетом их уточнений.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд

Установил:

29.09.2003 между Звенигородским лесхозом и ООО «Кремлевские горки» заключен договор аренды участка лесного фонда для осуществления культурно-оздоровительных целей на срок 49 лет со дня государственной регистрации договора аренды (т. 1, л. д. 25-30). Договор зарегистрирован в установленном законом порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.01.2004 (т. 1, л. д. 41). Местоположение участка лесного фонда, переданного в аренду, согласно выписке из лесохозяйственного регламента: Московская область, Одинцовский муниципальный район, Звенигородское лесничество, Звенигородское участковое лесничество квартал 63 выдел 1, 7, 8, 10, 11, 12, квартал 64 выдел 1, 2, 3, 4.

В связи с введением в действие нового ЛК РФ, общество 16.05.2008 обратилось в Агентство лесного хозяйства по Московской области и г. Москве с заявлением о приведении договора аренды в соответствие с ЛК РФ, при этом данное заявление принято последним 19.05.2008 вх. № 2812, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции на заявлении (т.1, л. д. 86-88).



Поскольку ответа от уполномоченного органа на вышеуказанное заявление не последовало, 20.10.2009 общество повторно обратилось в Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве с заявлением о приведении договора аренды в соответствие с ЛК РФ (т. 1, л. д. 49).

Письмом от 02.11.2009 № 10/6138 Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве отказало ООО «Кремлевские горки» в переоформлении договора, ссылаясь на то, что возможности и порядка переоформления договоров аренды с 01.01.2009 действующим законодательством не предусмотрено (т. 1, л. д. 50).

Заявитель, считая бездействие Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, выразившиеся в невынесении письменного решения по заявлению о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 29.09.2003, незаконным и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в суд с настоящим заявлением.

Арбитражный суд, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, отзыве на него, объяснениях представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу, что заявленные требования ООО «Кремлевские горки» подлежат удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов органов местного самоуправления арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из смысла названных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Следовательно, предметом доказывания по настоящему делу является одновременное несоответствие оспариваемого бездействия закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение оспариваемым бездействием прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с частями 1, 2, 6 ст. 4 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда и договоры безвозмездного пользования участками лесного фонда, должны быть приведены в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации до 01 января 2009 года.

Для приведения договора аренды участка лесного фонда и договора безвозмездного пользования участком лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04.10.2007 № 258 утвержден Порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации.

Согласно пунктам 2, 3 данного Порядка для приведения договоров аренды участков лесного фонда, договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации лицами, использующими соответствующие участки лесного фонда, осуществляется подача заявления о переоформлении таких договоров на договор аренды участка лесного фонда или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

Заявление о переоформлении подается в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в аренду, безвозмездное срочное пользование.

В соответствии с Приказом Федерального агентства лесного хозяйства № 368 от 09.08.2007 уполномоченным органом на заключение договоров аренды лесного участка на территории Московской области является Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве.

Как следует из материалов дела, заявление ООО «Кремлевские горки» от 16.05.2008, подано в соответствующий уполномоченный орган ответчику и соответствует требованиям, предъявляемым к нему указанными нормативными правовыми актами (т.1, л. д. 86-88).

В силу положений, установленных пунктами 6, 7 названного Порядка, срок рассмотрения заявления о переоформлении и прилагаемых к нему документов не должен превышать 30 дней с даты их получения.

По результатам рассмотрения указанного заявления уполномоченным органом выносится Решение о переоформлении договора аренды участка лесного фонда или договора безвозмездного пользования участком лесного фонда на договор аренды лесного участка или договор безвозмездного срочного пользования лесным участком.

В силу императивности требований установленных ст. 4 ФЗ от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введение в действие Лесного кодекса Российской Федерации» в части переоформления ранее заключенных договор аренды участков лесного фонда, законодателем не установлены основания для отказа в их переоформлении.

С учетом изложенного оспариваемый отказ не соответствует указанным положениям нормативных правовых актов и нарушает права и законные интересы ООО «Кремлевские горки» как арендатора земельного участка, поскольку ст. 5 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» установлены существенные ограничения в части его прав.

Судом отклоняется довод заинтересованного лица (в письме от 02.11.2009 № 10/6138) о пропуске заявителем срока на обращения с заявлением о переоформлении договора аренды, поскольку первоначальное обращение общества в адрес Агентства лесного хозяйства по Московской области и г. Москве поступило 19.05.2008, что подтверждается штампом входящей корреспонденции последнего (т. 1, л. д. 86).

В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Вместе с тем, при рассмотрении вопроса о государственной пошлине суд считает необходимым отметить, что поскольку требования заявителя удовлетворены, то в силу статей 104, 110 АПК РФ с Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в пользу общества с ограниченной ответственностью «Кремлевские горки» подлежит взысканию 2000 рублей судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 200-201, ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Московской области

Решил:

Заявленные обществом с ограниченной ответственностью «Кремлевские горки» требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве, выразившееся в невынесении письменного решения по заявлению о переоформлении договора аренды участка лесного фонда от 29.09.2003, заключенного между ФГУ «Звенигородский лесхоз» (Арендодатель) и ООО «Кремлевские горки» (Арендатор), зарегистрированного в Московской областной регистрационной палате 06.01.2004 за № 50-01/20-88/2003-578, 587 и незаключении договора аренды лесного участка с ООО «Кремлевские горки» в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» № 324 от 25.05.2007.

Обязать Управление лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в целях приведения в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации переоформить договор аренды участка лесного фонда от 29.09.2003, заключенный между ФГУ «Звенигородский лесхоз» (Арендодатель) и ООО «Кремлевские горки» (Арендатор), зарегистрированного в Московской областной регистрационной палате 06.01.2004 за № 50-01/20-88/2003-578, 587 на договор аренды лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, Москворецкое лесничество, Звенигородское участковое лесничество, квартал 63, выделы 5, 9, квартал 64, выделы 1, 2, 3, 4 площадь: 22 га, кадастровый номер: 50:20:0050330:1068 для осуществления рекреационной деятельности сроком до 29.09.2052, по форме примерного договора аренды лесного участка, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации «О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности» № 324 от 25.05.2007.

Взыскать с Управления лесного хозяйства по Московской области и г. Москве в пользу общества с ограниченной ответственностью «Кремлевские горки» 2000 рублей судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист.

Настоящее Решение может быть обжаловано в порядке и сроки, предусмотренные статьями 259, 260, 275-277 АПК РФ.

Судья Е. В. Васильева