Судебная власть

Решение от 2007-11-15 №А07-14247/2007. По делу А07-14247/2007. Республика Башкортостан.

Решение

г. Уфа

15 ноября 2007 г. Дело № А07-142477-А-СЛА

Резолютивная часть решения объявлена 12 ноября 2007г.

Решение суда в полном объеме изготовлено 15 ноября 2007г.

Арбитражный суд Республики Башкортостан в составе судьи Сакаевой Л.А.

При ведении протокола судебного заседания судьей Сакаевой Л.А.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ЗАО «Мелеузовский молочноконсервный комбинат»

(истец)

к межрайонной инспекции ФНС России № 26 по РБ

(ответчик)

о признании незаконными действий ИФНС

(предмет спора)

при участии в судебном заседании:

от истца – Кравченко Л.Н. по доверенности № 67/04 от 24.01.2007г.



от ИФНС – Кулмасова Г.Х. по доверенности № 12-05/4065 от 09.10.2007г.

ЗАО «Мелеузовский молочноконсервный комбинат» обратилось в Арбитражный суд РБ с заявлением о признании незаконными действий межрайонной инспекции ФНС России № 26 по РБ по начислению за период с 01.01.2004г. по 14.08.2007г. пени на недоимки во внебюджетные фонды, числящиеся по состоянию на 01.01.2001г.: 2623965,63 руб. на недоимку по взносам в Пенсионный фонд РФ, 253461,12 руб. на недоимку по взносам в Фонд социального страхования РФ, 292133,61 руб. на недоимку по взносам в фонды обязательного медицинского страхования, 174453,24 руб. на недоимку по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ, и по предъявлению требований, по принятию решений и по выставлению на расчетный счет ЗАО «Мелеузовский молочноконсервный комбинат инкассовых поручений на принудительное взыскание указанных сумм пени.

В ходе рассмотрения дела заявитель в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнил заявленные требования и просит признать незаконными действия межрайонной инспекции ФНС России № 26 по РБ по начислению по состоянию на 14.08.2007г. пени на числящиеся по состоянию на 01.01.2001г. недоимки во внебюджетные фонды в следующих размерах: 2623965,63 руб. на недоимку по взносам в Пенсионный фонд РФ, 253461,12 руб. на недоимку по взносам в Фонд социального страхования РФ, 292133,61 руб. на недоимку по взносам в фонды обязательного медицинского страхования, 174453,24 руб. на недоимку по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ.

Налоговый орган с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в отзыве.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, арбитражный суд Установилследующее.

Межрайонной инспекцией ФНС России № 26 по РБ было произведено начисление пени за период с 01.01.2004г. по 14.08.2007г. на недоимки ЗАО «Мелеузовский молочноконсервный комбинат» по взносам во внебюджетные фонды, числящиеся по состоянию на 01.01.2001г., в том числе в сумме 2623965,63 руб. – на недоимку по взносам в Пенсионный фонд РФ, 253461,12 руб. – на недоимку по взносам в Фонд социального страхования РФ, 292133,61 руб. – на недоимку по взносам в фонды обязательного медицинского страхования, 174453,24 руб. – на недоимку по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ, предъявлены соответствующие требования и выставлены инкассовые поручения.

ЗАО «Мелеузовский молочноконсервный комбинат» считает начисление пеней, предъявление требований и выставление инкассовых поручений необоснованным, ссылаясь на следующие основания.

Указывает, что данные пени начислены на недоимки, которые не подлежат взысканию на основании решения Арбитражного уда РБ от 11.04.2004г. № А07-4156/04-А-ИУС, в связи с чем, заявитель считает, что начисление и последующее принудительное взыскание пени на недоимку, возможность получения которой утрачена, противоречит смыслу ст. 75 НК РФ.

Полагает, что в связи с утратой возможности принудительного взыскания недоимки во внебюджетные фонды ответчик утратил право на начисление и взыскание пени на данные недоимки.

Просит признать незаконные действия инспекции по начислению указанных пеней.

Межрайонная инспекция ФНС России № 26 по РБ с заявленными требованиями не согласна, ссылаясь на следующие основания.

Указывает, что в соответствии с п. 2 ст. 75 НК РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Указывает, что налогоплательщиком не выполнена своевременно уплата налогов, т.е. не исполнена обязанность по уплате налога в установленный срок, в связи с чем, по мнению налогового органа, обязанность по уплате недоимки по пени не прекращена.

Кроме того, ответчик ссылается на то, что заявителем пропущен установленный п. 4 ст.198 Арбитражного процессуального кодекса РФ трехмесячный срок для обжалования действий налогового органа с момента, когда ему стало известно о нарушении своих прав.

Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.



На судебном заседании представители сторон, поддержали свои требования, доводы и возражения.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, исследовав и оценив представленные доказательства, арбитражный суд находит, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, межрайонной инспекцией ФНС России № 26 по РБ начисляются пени на недоимки ЗАО «Мелеузовский молочноконсервный комбинат» по взносам во внебюджетные фонды, числящиеся по состоянию на 01.01.2001г.

За период с 01.01.2004г. по 14.08.2007г. начислены пени 2623965,63 руб. на недоимку по взносам в Пенсионный фонд РФ, 253461,12 руб. на недоимку по взносам в Фонд социального страхования РФ, 292133,61 руб. на недоимку по взносам в фонды обязательного медицинского страхования, 174453,24 руб. на недоимку по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ.

Между тем, возможность для взыскания сумм недоимок, на которые начислены спорные пени, налоговым органом утрачена, поскольку вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда РБ от 11.03.2004г. по делу № А07-4156/04-А-ИУС налоговому органу было отказано во взыскании задолженности по взносам в государственные внебюджетные фонды, числящиеся по состоянию на 01.01.2001г. в связи с пропуском срока обращения с иском в суд о взыскании задолженности, установленного п. 3 ст. 48 НК РФ.

Из положений п. 4 ст. 69, п. 5 и 6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что пени по общему правилу взыскиваются одновременно с недоимкой по налогам, за просрочку которых они начислены.

Вместе с тем, исходя из анализа пп. 8 п. 1 ст. 23, п. 8 ст. 78, 87, п. 1 ст. 113 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом п. 6 ст. 13 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации окончательный срок для взыскания недоимки по налогам и пеням - три года.

Пени является платежом, производным от суммы основного долга, следовательно, она не может быть взыскана при отсутствии оснований для взыскания суммы налога, на которую она начислена.

В данном случае материалами дела подтверждается и ответчиком не оспаривается, что спорные пени начислены налоговым органом на имеющуюся у предприятия более трех лет задолженность по взносам в государственные внебюджетные фонды (до 01.01.2001г.), возможность для взыскания которой налоговым органом утрачена как в бесспорном, так и в судебном порядке.

При таких обстоятельствах оснований для начисления пеней по недоимке, возможность взыскания которой утрачена, у инспекции не имелось.

Доводы налогового органа о том, что обязанность по уплате недоимки по пени не прекращена, судом отклоняются как основанные на неверном толковании законодательства.

Ссылки налогового органа на подачу заявления с пропуском, установленного трехмесячного срока, также судом отклоняется.

В соответствии с п. 4 ст. 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Арбитражный суд находит, что в данном случае заявителем не пропущен установленный трехмесячный срок, поскольку, как следует из материалов дела, истец узнал о начислении пеней на недоимки по взносам в государственные внебюджетные фонды в размерах, указанных в заявлении, при получении справки № 2341 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 14.08.2007г., а заявление о признании незаконными действий налогового органа по начислению пеней подано суд 12.09.2007г., т.е. в пределах срока, предусмотренного п. 4 ст. 198 АПК РФ.

Ссылки налогового органа на то, что заявителю было известно о начисленных пенях из ранее направленных требований и инкассовых поручений, судом отклоняются, поскольку в требованиях, на которые ссылается ответчик, в нарушение п. 4 ст. 69 НК РФ не указаны ни сумма задолженности по взносу, на которую начислены пени, ни период начисления пеней, ни ставка, исходя из которой они начислены, указанный в требовании срок уплаты взноса не соответствует установленному законодательством.

Из указанного в требованиях установленного срока уплаты (вторая графа требований) и в связи с указанием «прочие начисления», налогоплательщик не имел возможности определить по какому взносу выставлено требование, за какой период образовалась недоимка, проверить размер налога и пени за конкретный период, представить возражения по размеру истребуемых сумм.

С учетом изложенных обстоятельств и оснований заявленные требования подлежат удовлетворению.

В связи с удовлетворением заявленных требований, государственная пошлина, уплаченная при подаче искового заявления, в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит возмещению заявителю за счет налогового органа.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст. п. 4 ст. 150, ст. ст. 167-170 и 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконными действия межрайонной инспекции ФНС России № 26 по РБ по начислению ЗАО «Мелеузовский молочноконсервный комбинат» по состоянию на 14.08.2007г. пени на числящиеся по состоянию на 01.01.2001г. недоимки во внебюджетные фонды в следующих размерах:

· 2 623 965,63 руб. на недоимку по взносам в Пенсионный фонд РФ;

· 253 461,12 руб. на недоимку по взносам в Фонд социального страхования РФ;

· 292 133,61 руб. на недоимку по взносам в фонды обязательного медицинского страхования;

· 174 453,24 руб. на недоимку по взносам в Государственный фонд занятости населения РФ;

В остальной части прекратить производство по делу.

Взыскать с межрайонной инспекции ФНС России № 26 по РБ в пользу ЗАО «Мелеузовский молочноконсервный комбинат» расходы по государственной пошлине в сумме 2000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aac.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья Л.А. Сакаева