Судебная власть

Решение от 2010-04-22 №А12-7200/2010. По делу А12-7200/2010. Волгоградская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ул. им. 7-ой Гвардейской Дивизии, д. 2, Волгоград, 400005

http://volgograd.arbitr.ru e-mail: info@volgograd.arbitr.ru телефон: 23-00-78 Факс: 24-04-60

Именем Российской Федерации Решение

город Волгоград Дело № А12-7200/2010

«22» апреля 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 апреля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 22 апреля 2010 года.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе суд Ф.И.О.

при ведении протокола судебного заседания судьей Пономаревой Е.В.,

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Кульгускина Е.С., консультант правового отдела, доверенность от 17.02.2010 года № 05-ИД/21;

от судебного пристава-исполнителя Центрального районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области – не явился, извещен надлежащим образом;

от Центрального районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области – Василенко А.И., заместитель начальника отдела – старшего судебного пристава, доверенность от 20.01.2010 года б/н;

от Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области – Карлова Ю.В., ведущий специалист-эксперт, доверенность от 22.03.2010 года б/н;

от общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «РусЮгСтрой» - не явился, извещен надлежащим образом;

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению администрации Волгограда к судебному приставу-исполнителю Центрального районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Тишину А.Ю., с участием заинтересованных третьих лиц: Центрального районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «РусЮгСтрой», об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора,



Установил:

Администрация Волгограда обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к судебному приставу-исполнителю Центрального районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области Тишину А.Ю. об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 18/43/19801/10/2009 в размере 5 000 рублей.

К участию в деле в качестве заинтересованных третьих лиц привлечены Центральный районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, Управление Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «РусЮгСтрой».

Заявленное требование мотивировано тем, что в своей деятельности при издании ненормативного правового акта администрация руководствуется Регламентом, утвержденным Постановлением администрации Волгограда от 25.02.1999 года № 223, который определяет порядок подготовки и согласования проектов постановлений в структурных подразделениях администрации. В связи с чем исполнить требования исполнительного документа неимущественного характера, связанного с подготовкой распорядительного акта исполнительного органа местного самоуправления, в установленный судебным приставом-исполнителем срок на добровольное исполнение невозможно.

Представители Центрального районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области и Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области просят отказать в удовлетворении заявления администрации из-за недоказанности невозможности произвести исполнение по причинам, не зависящим от воли и желания должника.

Изучив материалы дела, оценив доводы, изложенные в заявлении, отзыве на заявление, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 24 марта 2009 года по делу № А12-19508/2008 признаны незаконными решения администрации Волгограда в лице структурного подразделения - комитета, оформленные письмами от 29.09.2008 № Ар9869-08 и от 14.11.2008 № Арг118775-08 об отказе в продлении срока действия постановления администрации Волгограда от 30.11.2005 № 2471 «О предварительном согласовании места размещения спортивно-оздоровительного центра общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «РусЮгСтрой» как несоответствующие части 1 статьи 8, статьям 17, 18, части 1 статьи 34, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации и нарушающие права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Суд обязал администрацию Волгограда устранить допущенное нарушение прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение «РусЮгСтрой» путем продления срока действия постановления администрации от 30.11.2005 № 2471 «О предварительном согласовании места размещения спортивно-оздоровительного центра» до 30 ноября 2009 года.

Арбитражным судом Волгоградской области 23.07.2009 года выдан исполнительный лист № 005652, на основании которого 02.09.2009 года судебным приставом-исполнителем Центрального районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области в отношении должника – администрации Волгограда возбуждено исполнительное производство № 18/43/19801/10/2009.

В соответствии с пунктом 2 постановления о возбуждении исполнительного производства администрации установлен трехдневный срок с момента его получения для добровольного исполнения требований исполнительного документа.

Согласно пункту 3 данного постановления администрация предупреждена, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения, с нее будет взыскан исполнительский сбор в размере 5 000 рублей.

В связи с неисполнением должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель вынес Постановление от 30.03.2010 о взыскании исполнительского сбора в размере 5 000 рублей, указав, что должник не представил доказательств, подтверждающих уважительность причин неисполнения исполнительного документа в установленный срок и наличия чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непреодолимых препятствий, находящихся вне контроля должника, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая требовалась в целях надлежащего исполнения исполнительного документа.

19 апреля 2010 года судебным приставом-исполнителем вынесено Постановление об окончании исполнительного производства в связи с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе.

В дальнейшем администрация Волгограда обратилась в арбитражный суд с заявлением об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 18/43/19801/10/2009 в размере 5 000 рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства.

В силу части 3 статьи 112 Закона № 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.



Обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок возложена на должника.

В соответствии с частью 6 статьи 112 названного закона должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно части 7 статьи 112 названного Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Таким образом, предъявляя исковые требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора, администрация должна доказать наличие обстоятельств, освобождающих ее от указанной санкции.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с пунктами 1 и 2 названной статьи лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Регламентом администрации Волгограда, утвержденным Постановлением администрации Волгограда от 25.02.1999 №223, установлен порядок подготовки и согласования проектов постановлений администрации Волгограда.

Согласно статьям 50, 55, 56 Регламента проекты правовых актов готовятся по заданию главы администрации Волгограда, заместителей главы администрации Волгограда, по предложениям руководителей структурных подразделений администрации Волгограда.

Проекты правовых актов главы администрации Волгограда и приложения к ним с необходимыми справками в отпечатанном виде должны быть согласованы и завизированы исполнителем, руководителями заинтересованных организаций, работниками правового управления, заместителем главы администрации Волгограда, курирующим данный раздел работы.

Визирование правовых актов главы администрации Волгограда производится на бланке согласования. В случае несогласия с содержанием проекта визирующий делает отметку на бланке согласования и прилагает обоснованное мнение.

При наличии разногласий по проекту правового акта руководитель, готовивший проект правового акта, должен провести обсуждение с заинтересованными сторонами с целью поиска взаимоприемлемого решения. Если такое Решение не найдено, к проекту правового акта прилагаются замечания, подписанные руководителями соответствующих структурных подразделений.

Статьей 59 Регламента установлено, что подготовленные проекты правовых актов с визой управляющего делами администрации Волгограда «На бланк», бланк согласования и соответствующие документы сдаются в протокольный отдел администрации Волгограда. В отсутствие управляющего делами администрации города визирование проектов правовых актов производится заместителем управляющего делами администрации Волгограда.

При печатании правовых актов на бланках внесение исправлений не допускается, за исключением орфографических, стилистических и других явных ошибок.

После оформления и печатания на бланках правовые акты передаются из протокольного отдела управляющему делами администрации Волгограда для представления на подпись главе администрации Волгограда, а в его отсутствие - лицу, исполняющему обязанности главы администрации Волгограда.

Протокольный отдел администрации Волгограда обеспечивает выпуск, тиражирование правовых актов главы администрации Волгограда, передает их в канцелярию администрации Волгограда для отправки заинтересованным организациям и исполнителям согласно списку рассылки не позднее чем в трехдневный срок после подписания, а срочные -незамедлительно.

Каждый экземпляр рассылаемых правовых актов заверяется круглой печатью протокольного отдела администрации Волгограда (статья 61 Регламента).

Подготовка постановлений о предварительном согласовании места размещения объекта находится в компетенции комитета по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда.

Постановление о возбуждении исполнительного производства направлялось в комитет для подготовки соответствующего постановления и дальнейшего его согласования в структурных подразделениях администрации Волгограда согласно Регламенту администрации Волгограда.

Исследовав и оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что администрация приняла все должные меры для исполнения решения суда по делу А12-19508/2008.

При таких обстоятельствах, при наличии доказательств уважительности причин неисполнения администрацией исполнительного документа в добровольном порядке в установленный срок, требование администрации Волгограда об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 18/43/19801/10/2009 в размере 5 000 рублей подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 329, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Требование администрации Волгограда об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 18/43/19801/10/2009 в размере 5 000 рублей удовлетворить.

Освободить администрацию Волгограда от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 18/43/19801/10/2009 в размере 5 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд и в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в порядке, установленном главами 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, через суд, вынесший Решение.

СУДЬЯ Е.В. Пономарева

Информацию о движении дела можно получить по телефону 24-06-75, а также на сайте Арбитражного суда Волгоградской области: http://volgograd.arbitr.ru.