Судебная власть

Решение от 2009-12-17 №А05-20452/2009. По делу А05-20452/2009. Архангельская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163000, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации Решение 17 декабря 2009 года

г. Архангельск

Дело № А05-20452/2009

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Шишовой Л.В.,

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассматривающим дело,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 01.12.2009 №05-15/2555

о привлечении предпринимателя Абдуллаева Эйваза Солтан оглы к административной ответственности по части 3 статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

при участии в заседании представителей лиц, участвующих в деле: от административного органа – Юркина Е.В. (доверенность от 15.07.2009); от лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Абдуллаев Э.С.о (паспорт),

Установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о привлечении предпринимателя Абдуллаева Эйваза Солтан оглы (далее – Предприниматель) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Представитель Управления в судебном заседании заявленные требования поддержал, подтвердив доводы, изложенные в заявлении о привлечении к административной ответственности.

Предприниматель Абдуллаев Э.С.о выявленные в ходе проверки факты нарушений требований лицензионного законодательства не оспорил, пояснив, что период переработки был незначительный и допущенное нарушение, также незначительно.

При рассмотрении указанного заявления судом учтено, что подведомственность арбитражному суду рассматриваемого заявления о привлечении к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, определена частью 3 статьи 23.1 указанного кодекса.

Изучив документы, представленные в материалы дела, заслушав мнение представителя административного органа, оценив доводы, изложенные в заявлении о привлечении к административной ответственности, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворить заявленное требование.



В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 65 указанного кодекса каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами (статья 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией) в виде административного штрафа для граждан в размере от одной тысячи пятисот рублей до двух тысяч рублей; для должностных лиц от трех тысяч до четырех тысяч рублей; для юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Судом установлено, что Абдуллаев Э.С.о зарегистрирован в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

На основании лицензии от 04.02.2009 регистрационный № АСС-29-200897 предпринимателю Абдуллаеву Э.С.о предоставлено право на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек. Срок действия лицензии установлен с 04.02.2009 по 04.02.2014.

На основании приказа руководителя Управления от 02.11.2009 №421-АТ в отношении предпринимателя в период с 23.11.2009 по 01.12.2009 проведена плановая документарная проверка соблюдения обязательных требований, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, касающимися автомобильного транспорта.

По результатам проверки составлен акт проверки от 01.12.2009 №392/128, выдано предписание об устранении выявленных в ходе проверки нарушений сроком исполнения до 20.12.2009.

Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления должностным лицом Управления в отношении предпринимателя Абдуллаева Э.С.о протокола от 01.12.2009 № 2661 об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В протоколе отражено, что Абдуллаев Э.С.о осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, по автобусному маршруту общего пользования №64 «ЖД Вокзал – п.Силикатный» с нарушением следующих лицензионных требований:

в путевых листах не указаны имя и отчество медицинского работника (пункт 16 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152);

нарушен режим труда и отдыха водителей Ханзина В.Л., Щетинина В.Л., Кемпи М.В., Култышева В.В. (пункт 11, 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса России от 20.08.2004 №15).

В протоколе имеется подпись предпринимателя Абдуллаева Э.С.о о том, что ему разъяснены права, предусмотренные статьей 51 Конституции Российской Федерации и статьями 24.4, 25.1, 25.5 КоАП РФ; копию протокола получил.

Руководствуясь частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу Постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.



Согласно разъяснениям, содержащимися в пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных частью 2 статьи 26.2 КоАП РФ.

Согласно части 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.

Перечень должностных лиц Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден приказом Управления государственного автодорожного надзора по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 19.05.2008 № 23-П. К таким лицам, в том числе, относятся старшие государственные инспекторы.

При таких обстоятельствах протокол об административном правонарушении, составленный старшим государственным инспектором отдела автотранспортного и автодорожного надзора УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Савиной О.А., составлен уполномоченным должностным лицом.

При возбуждении дела об административном правонарушении и составлении соответствующего протокола Управлением были соблюдены требования законодательства, направленные на обеспечение прав и законных интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.

Вопросы лицензирования регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту – Федеральный закон № 128-ФЗ).

Абзацем 2 статьи 2 Федерального закона № 128-ФЗ установлено, что лицензия – это специальное разРешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензируемым видом деятельности в силу статьи 2 указанного закона является вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии.

Лицензирование деятельности по перевозке пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом предусмотрено статьей 17 Закона №128-ФЗ.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации установлены положениями Федерального закона от 10.12.2005 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ).

В статье 5 указанного закона указано, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется в том числе посредством лицензирования отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 20 Закона №196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются, в том числе, соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»); соблюдение им установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»), а также наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность (подпункт «г»).

Пунктом 16 приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее - Приказ от 18.09.2008 № 152) предусмотрено, что в путевом листе дату и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляет медицинский работник, проводивший соответствующий осмотр, и заверяется его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.

Из представленных заявителем в материалы дела копий путевых листов за октябрь и ноябрь 2009 года видно, что в путевых листах в нарушение названных требований не указаны имя и отчество медицинского работника, проводившего соответствующий предрейсовый и послерейсовый медицинский осмотр.

Указанное нарушение подтверждается также актом проверки Управления от 01.12.2009 №392/128, протоколом об административном правонарушении от 01.12.2009 №2661. Предприниматель наличие указанного нарушения не оспаривает.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Закона №196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей.

Приказом Минтранса РФ 08.01.1997 №2 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, в соответствии с пунктом 2.2 которого к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся, в том числе соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей.

Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 №27 утверждено Положение об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, согласно пункту 3.3.2 которого режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

В соответствии с пунктом 2.3.6 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса Российской Федерации от 30.03.1994 № 15, при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава за счет соблюдения установленных режимов труда и отдыха водителей.

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 20.08.2004 № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей (далее – Положение).

При суммированном учете рабочего врем Ф.И.О. работы (смены) водителей не может превышать 10 часов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10, 11, 12 Положения.

В соответствии с пунктом 11 Положения при суммированном учете рабочего времени водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрут Ф.И.О. работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Согласно пункту 13 Положения водителям автобусов, работающим на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников. Перерыв между двумя частями рабочего дня устанавливается не позже чем через 4 часа после начала работы. Продолжительность перерыва между двумя частями рабочего дня должна быть не более двух часов без учета времени для отдыха и питания, а об Ф.И.О. работы (смены) не должна превыш Ф.И.О. работы (смены), установленной пунктами 7, 9, 10 и 11 настоящего Положения. Перерыв между двумя частями смены предоставляется в месте дислокации или месте, определенном для отстоя автобусов и оборудованном для отдыха водителей. Время перерыва между двумя частями смены в рабочее время не включается.

Довод административного органа относител Ф.И.О. смены более 12 часов подтверждается материалами дела. Из представленных заявителем в материалы дела копий реестров путевых листов и копий путевых листов за октябрь и ноябрь 2009 года видно, что рабочее время водителя за смену составляет более установленных 12 часов. Продолжительность ежедневного междусменного отдыха составляет менее установленных 12 часов.

Согласно пункту 25 Положения продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

Материалами дела подтверждается, что предприниматель Абдуллаев Э.С.о допустил нарушения установленного законодательством Российской Федерации режима труда и отдыха водителей, а именно, не обеспечил продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха водителей не менее 12 часов.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии в действиях Предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статье 14.1 КоАП РФ.

Вина Абдуллаева Э.С.о подтверждается протоколом об административном правонарушении от 01.12.2009 № 2661, актом проверки Управления от 01.12.2009 №392/128, протоколом об административном правонарушении от 01.12.2009 №2661, копией лицензии, копиями реестров путевых листов, копиями путевых листов.

Поскольку предпринимателем Абдуллаев Э.С.о не было обеспечено соблюдение указанных лицензионных условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности – перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, то совершенное деяние правомерно квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

На момент рассмотрения дела в арбитражном суде не истек срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ.

За осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), административная ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ для должностных лиц установлена в виде штрафа в размере от 3000 руб. до 4000 руб.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

При назначении административного наказания в соответствии с правилами статьи 4.1 КоАП РФ суд учитывает характер совершенного ответчиком административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, проверяет наличие обстоятельств, смягчающих административную ответственность, и обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 4.3 КоАП РФ обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признается повторное совершение однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 КоАП РФ.

Как установлено судом, Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.03.2009 по делу №А05-2390/2009 предприниматель Абдуллаев Э.С.о уже привлекался к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ. Срок, установленный статьей 4.6 КоАП РФ, на момент вынесения настоящего решения не истек, следовательно, материалами дела подтверждается наличие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд не Установил.

Довод предпринимателя о незначительности допущенных нарушений суд считает несостоятельным, поскольку осуществление коммерческих перевозок пассажиров с нарушением требований по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и требований по обеспечению безопасности дорожного движения, в частности, превыше Ф.И.О. смены водителей и предоставление водителям междусменного отдыха менее установленного законодателем, создает угрозу общественной безопасности, жизни и здоровью людей.

Принимая во внимание изложенное, суд определяет предпринимателю меру наказания в виде штрафа в размере 3500 руб.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

Привлечь предпринимателя Абдуллаева Эйваза Солтан оглы, 28.11.1954 года рождения, уроженца с.Куллар Белоканского района республики Азербайджан; сведения о котором внесены Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.Архангельску 18.05.2004 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304290113900079 проживающего по адресу: г.Архангельск, ул.Дачная, д.51, корп.1 кв.194; к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 3500 рублей.

Лицу, привлечённому к административной ответственности, внести или перечислить сумму административного штрафа на счёт получателя штрафа Управление федерального казначейства Минфина РФ по Архангельской области (администратор штрафа - УГАДН по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), расчетный счет 40101810500000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, БИК 041117001, ИНН/КПП 2901043148/290101001, КБК 10611690040040000140, ОКАТО 11401000000.

Лицу, привлечённому к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в арбитражный суд копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, принудительное исполнение решения арбитражного суда производится в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Настоящее Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Архангельской области в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья

Л.В. Шишова