Судебная власть

Постановление от 2010-05-26 №А03-2207/2010. По делу А03-2207/2010. Российская Федерация.

СЕДЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

634050, г. Томск, ул. Набережная реки Ушайки 24.

Постановление

г. Томск Дело № 07АП-3468/10

26 мая 2010 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2010г.

Полный текст постановления изготовлен 26 мая 2010г.

Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Ждановой Л. И.

судей Колупаевой Л. А., Солодилова А. В.

при ведении протокола судебного заседания председательствующим Ждановой Л. И.

при участии:

от заявителя: без участия (извещен)

от ответчика: без участия (извещен)

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации «Алтайагроспецмонтаж», г. Барнаул

на Решение Арбитражного суда Алтайского края



от 11 марта 2010 года по делу № А03-2207/2010 (судья Дружинина Н. М.)

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации «Алтайагроспецмонтаж», г. Барнаул

к Управлению лесами Алтайского края, г. Барнаул

об оспаривании постановления о назначении административного наказания,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью Управление производственно-технологической комплектации «Алтайагроспецмонтаж» (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением об оспаривании постановления Управления лесами Алтайского края (далее по тексту – Управление, административный орган, ответчик) от 29.01.2010 года № 03-26-44/09 о привлечении к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 руб. за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 2, 4 ст. 8.25, ч. 1, 3 ст. 8.31, ст. 8.32 КоАП РФ.

Решением Арбитражного суда Алтайского края от 11.03.2010 года в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.

Не согласившись с Решением суда первой инстанции, заявитель обратился в арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит Решение Арбитражного суда Алтайского края от 11.03.2010 года отменить и принять новый судебный акт о полном удовлетворении заявленных требований, так как процедура привлечения Общества к административной ответственности, предусмотренная Федеральным законом от 26.12.2008 года № 294-ФЗ и Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 22.06.2007 года № 394, Управлением нарушена.

Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу возражало против доводов жалобы, считая Решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу Общества не подлежащей удовлетворению, так как ответчиком представлено в материалы дела достаточно доказательств, подтверждающих наличие в действиях заявителя составов вменяемых административных правонарушений. Нарушения процессуального порядка привлечения Общества к административной ответственности административным органом допущено не было.

Письменный отзыв ответчика приобщен к материалам дела.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (ч. 1 ст. 123 АПК РФ)), в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

В порядке ч. 1 ст. 266, ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.

Проверив материалы дела в порядке ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает Решение Арбитражного суда Алтайского края от 11.03.2010 года не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, Общество является арендатором участка лесного фонда в соответствии с договором аренды участка лесного фонда от 29.12.2006 года № 2/2006. Указанный договор был приведен в соответствие с Лесным кодексом РФ от 04.12.2006 года № 200-ФЗ и подписан сторонами 22.12.2008 года за № 7/4.



На основании договора аренды участка лесного фонда от 29.12.2006 года № 2/2006 для выполнения работ по заготовке и вывозке древесины в квартале № 12, выделах № 28, 36, делянке № 1 Червянского участкового лесничества Боровлянского лесничества Обществу выписан лесорубочный билет от 23.07.2008 года № 92. Согласно лесорубочному билету очистка мест рубки от порубочных остатков производится путем сбора порубочных остатков в кучи с последующим сжиганием в непожароопасный период.

Приказом Управления от 09.04.2009 года № 42 начало пожароопасного периода 2009 года установлено с 10.04.2009 года.

31.07.2009 года в ходе проведенной Комиссией Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай в квартале № 12, выделах № 28, 36, делянке № 1 Червянского участкового лесничества Боровлянского лесничества выявлено, что Общество в пожароопасный период 2008-2009 гг. не произвело сжигание порубочных остатков, собранных в кучи при проведении работ по заготовке древесины в летний период 2008 года, не окаймило минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра оставленную в лесосеке на период пожароопасного сезона заготовленную древесину.

Указанные обстоятельства отражены в акте проверки от 31.07.2009 года № 61

По данному факту в отношении Общества 12.11.2009 года составлен протокол об административном правонарушении № 03-26-44/09.

На основании указанного протокола заместителем начальника отдела охраны и защиты лесов, государственного лесного контроля и надзора управления лесами Алтайского края Безугляком В. В. 29 января 2010 года вынесено Постановление № 03-26-44/09, которым Общество привлечено к административной ответственности по частям 2, 4 статьи 8.25, части 1, 3 статьи 8.31, статье 8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.

Полагая, что при производстве по делу об административном правонарушении уполномоченным органом нарушена процедура, предусмотренная Положением об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2007 года № 394; Федеральным Законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 года «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Общество обратилось с заявлением в Арбитражный суд Алтайского края о признании постановления административного органа незаконным и его отмены.

Отказывая в удовлетворении заявленных Обществом требований, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом событий вмененных административных правонарушений, соблюдения процедуры и порядка привлечения юридического лица к административной ответственности.

В соответствии с п. 6 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое Решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое Решение в полном объеме.

Полномочия Управления лесами Алтайского края по осуществлению лесного контроля и надзора, права рассматривать дела об административных правонарушениях, установлены Положением об Управлении лесами Алтайского края, утверждено Постановлением Администрации Алтайского края от 16.01.2007 года №18 (п.5.10, п.6.5).

Проанализировав положения Постановления Администрации Алтайского края от 16.01.2007 года № 18, Постановления Администрации Алтайского края от 07.12.2007 года № 574 (в редакции Постановления от 20.02.2008 года №7) о Перечне должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор на территории Алтайского края (пункт 4 Перечня), ст. 23.24 (часть 2) КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у заместителя начальника отдела охраны и защиты лесов, государственного лесного контроля и надзора Управления лесами Алтайского края Безугляк В.В. одновременно по должности заместитель старшего государственного инспектора в лесничествах и лесопарках, полномочий по составлению протокола об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.24-8.27, 8.29-8.32 КоАП РФ и рассмотрению дел по указанным составам.

Доводам Общества об отсутствии у должностного лица Управления лесами основания для возбуждения дела об административном правонарушении на основании Акта № 61 от 31.07.2009 года, вынесенного Управлением Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, как органа в области государственного пожарного надзора в лесах без осуществления Управлением лесами собственных полномочий в сфере государственного лесного контроля и надзора, судом первой инстанции дана надлежащая оценка с учетом положения ст. 28.1 КоАП РФ, в соответствии с п. 2 ч. 1 которой поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе, и поступившие из правоохранительных, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

Поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, применительно к настоящему делу, послужил Акт № 61 от 31.07.2009 года Управления Россельхознадзора, который содержал данные, свидетельствующие о совершении Обществом административных правонарушений в области окружающей среды и природопользования.

Кроме того, выявленные 31.07.2009 года комиссией Управления Россельхознадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай нарушения Обществом не оспариваются, акт подписан главным лесничим Общества без возражений и замечаний; доказательств, опровергающих установленные в ходе проверки нарушения, представителем юридического лица при производстве по делу об административном правонарушении в порядке ст. 28.2 КоАП РФ не представлены.

Положения ст.ст. 26.1, 26.7 КоАП РФ относят документы к числу доказательств, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

В рассматриваемом случае акт № 61 от 31.07.2009 года имеет значения для фактических обстоятельств по возбужденному делу об административном правонарушении и содержит данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

При этом, исходя из анализа ст. 28.1, ст. 26.2, ст. 26.7 КоАП РФ, не следует, что дело об административном правонарушении может быть возбуждено только при непосредственном обнаружении должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, в том числе и при проведении таким должностным лицом проверки (плановой или внеплановой); а равно только при наличии доказательств, добытых таким должностным лицом, обратное, противоречило бы общим задачам законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.2 КоАП РФ).

Административным органом в порядке подготовки дела к рассмотрению от Общества были истребованы дополнительные документы (технологическая карта на разработку лесосеки, наряды на выполнение работ по заготовке древесины и очистки мест рубок), также положенные в обоснование доводов о наличии в действиях Общества вменяемых ему составов административных правонарушений.

Доводы Общества о нарушении административным органом Федерального Закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении контроля (надзора) и муниципального контроля» были предметом разбирательства суда первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Закон № 294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ст. 1 Закона), и не распространяется на правоотношения, возникшие по поводу возбуждения дела об административной ответственности и привлечения лица к административной ответственности и не относится к законодательству об административных правонарушениях.

Выводы суда первой инстанции о подтверждении материалами дела факта совершения Обществом действий, ответственность за которые предусмотрена частями 2, 4 статьи 8.25, частями 1,3 статьи 8.31, статьей 8.32 КоАП РФ, соответствуют фактически установленным обстоятельствам дела и не оспариваются Обществом применительно к доводам апелляционной жалобы.

Статьей 8.32 КоАПК РФ предусмотрена ответственность за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.

В оспариваемом постановлении Управление указало, что основанием для привлечения к административной ответственности по данной статьей явилось нарушение обществом подпункта «б» пункта 3, подпункта «в» пункта 17 Правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосечек) осуществляется укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений.

В силу ч. 1 ст. 53 Лесного кодекса РФ и п. 3 Правил в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

противопожарное обустройство лесов, в том числе, строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.

В соответствии с пунктом 5 Правил в лесах указанных подпунктах «а» и «б» пункта 3 Правил меры пожарной безопасности в лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.

В силу п. 3 Требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды, утверждены Приказом Минсельхоза России от 16.12.2008 года № 532, меры по созданию и содержанию систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров заключаются в числе прочих и в снижении природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений, своевременного проведения санитарных рубок, очистки лесов от захламленности и очистки лесосек от порубочных остатков.

В нарушение указанных требований нормативных актов Общество при осуществлении заготовки древесины и очистки мет рубок в квартале № 12, выделах 28,36, делянке № 1 Червянского участкового лесничества Боровлянского лесничества в пожаробезопасный период 2008-2009 годов не произвело сжигание порубочных остатков от летней заготовки, не обеспечило окаймление минерализованной полосой оставленной в лесосек на период пожароопасного сезона 2009 года, заготовленной древесины.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 39 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 года № 414 при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.

Общество своевременно не произвело очистку лесосеки от порубочных остатков, которые уложены в кучи, что свидетельствует о совершении им административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.31 КоАП РФ – нарушение Правил санитарной безопасности в лесах.

Согласно подпункта «е» пункта 39 Правил при использовании лесов не допускается загрязнение лесов промышленными и бытовыми отходами.

В силу ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ отходы производства и потребления (включая в себя и промышленные отходы) - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденного Приказом МПР РФ от 02.12.2002 № 786, Общероссийским классификатором продукции ОК 05-93, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 года № 301 (разделы 48-84), Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.1993 года № 17, порубочные остатки (сучья, ветви, вершины срубленных деревьев, хворост, коротье) являются отходами от лесозаготовок и входят в категорию отходов. Отходы от лесозаготовок, своевременно не сожженные, загрязняют леса.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды.

Факт наличия в квартале № 12, в выделах № 28, 36, делянке № 1 Червянского участкового лесничества Боровлянского лесничества несожженных порубочных остатков подтверждается материалами дела и Обществом не оспаривается; в соответствии с лесохозяйственным регламентом Боровлянского лесничества, лесосека расположена в защитных лесах.

Загрязнение Обществом защитных лесов отходами производства образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 8.31 КоАП РФ.

Частью 2 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение порядка проведения рубок лесных насаждений.

В оспариваемом постановлении Управление лесами Алтайского края указало, что основанием для привлечения к административной ответственности по данной части статьи явилось нарушение Обществом ч. 3 ст. 16 Лесного кодекса РФ.

В соответствии с данной нормой порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.

Таким образом, как обоснованно отметил суд первой инстанции, нарушение Обществом вышеуказанных правил является нарушением порядка осуществления рубок лесных насаждений, что образует самостоятельный состав административного правонарушения (часть 2 статьи 8.25 КоАП РФ).

Следовательно, вывод суда первой инстанции относительно доказанности факта наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.25 КоАП РФ, является обоснованным.

В силу ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки влечет наложение административного штрафа.

В соответствии с пунктами 3.4.15., 3.4.32. договора аренды лесного участка от 22.12.2008 № 7/4 Общество обязано при заготовке древесины соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами, правила заготовки древесины, правила восстановления иные нормы и правила, установленные действующим законодательством, не допускать повреждения лесных насаждений, растительного покрова почв, захламления производственными отходами, сточными водами, бытовым и строительным мусором и иных действий, приводящих к загрязнению и ухудшению экологической обстановки на площади предоставленного лесного участка и прилегающих к нему территориям.

Невыполнение Обществом обязанности по очистке лесосеки от порубочных остатков, нарушение требований пожарной безопасности в лесах, правил санитарной безопасности в лесах и правил заготовки древесины, свидетельствуют о нарушении условий договора аренды лесного участка.

Использование лесов заявителем с нарушением договора аренды лесного участка образует самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Административным органом установлено, что у Общества имелась реальная возможность для соблюдения требований лесного законодательства, правил санитарной и пожарной безопасности в лесах, но оно не приняло все зависящие от него меры по соблюдению нормативно-правовых актов; доказательств объективной невозможности соблюдения требований лесного законодательства и недопущения выявленных нарушений, Обществом ни при производстве по делу об административном правонарушении, ни при рассмотрении настоящего заявления в суде первой инстанции, не представлено.

Порядок привлечения лица к административной ответственности (ст.28.1, 28.2 КоАп РФ), сроки давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5 КоАП РФ), размер наложенного административного взыскания в виде штрафа по вмененным составам административных правонарушений, соответствуют положениям КоАП РФ, нарушение в этой части административным органом не допущено; выводы суда первой инстанции в указанной части не обжалуются.

Доводы апелляционной жалобы в целом направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, сделанных при полном и всестороннем исследовании имеющихся в материалах дела доказательств, даче им правильной оценки, недопущении нарушений норм материального и процессуального права, оснований для переоценки которых, у суда апелляционной инстанции не имеется, в связи с чем, обжалуемый судебный акт признается апелляционной инстанцией законным, обоснованным и не подлежащим отмене.

Руководствуясь статьей 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Алтайского края от 11.03.2010 года по делу № А03-2207/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.

Председательствующий: Жданова Л. И.

Судьи: Колупаева Л. А.

Солодилов А. В.