Судебная власть

Решение от 14 марта 2008 года № А41-20548/2007. По делу А41-20548/2007. Московская область.

Решение

г. Москва Дело № А41-К2-20548/07

«06» марта 2008 г. объявлена резолютивная часть решения

«14» марта 2008 г. Решение изготовлено в полном объеме

Арбитражный суд Московской области в составе:

Председательствующего судьи Е.В. Бирюковой,

протокол судебного заседания вела судья Е.В. Бирюкова,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества «ЮВМ»

к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области

о признании недействительным решения об отказе во внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании земельного участка

при участии в заседании:



от заявителя: Любимов В.А., доверенность № 39/08 от 18.02.2008 г.;

от заинтересованного лица: Игнатова О.И., доверенность № 20728-6 от 28.12.2007 г.;

Установил:

Закрытое акционерное общество «ЮВМ» (далее – ЗАО «ЮВМ») обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (далее – Управление Роснедвижимости по Московской области) о признании незаконным и необоснованным отказа № 13406-6/12461 от 19.09.2007 г. во внесении изменений в документы государственного земельного кадастра.

В судебном заседании представитель ЗАО «ЮВМ» уточнил заявленные требования и просил признать незаконным и необоснованным отказ № 13406-6/12461 от 19.09.2007 г. Управления Роснедвижимости по Московской области во внесении изменений в документы государственного земельного кадастра; обязать Управление Роснедвижимости по Московской области внести изменения в документы государственного земельного кадастра об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 24000 кв.м. (кадастровый номер 50:26:170314:0002) с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «дачное строительство».

В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) уточнения судом приняты.

Заявитель требования с учетом уточнений поддержал, ссылаясь на то, что Управлением Роснедвижимости по Московской области 19.09.2007 г. отказано во внесении изменений в документы государственного земельного кадастра об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 24000 кв.м. (кадастровый номер 50:26:170314:0002), принадлежащего ЗАО «ЮВМ» на праве собственности.

Заявитель полагает, что в управление представлены все необходимые документы, а оспариваемый отказ не соответствует статье 81 Земельного кодекса Российской Федерации, статьям 17, 19, 20 Федерального закона № 28-ФЗ от 02.01.2000 г. «О государственном земельном кадастре».

Представитель Управления Роснедвижимости по Московской области в судебном заседании заявленные требования не признал, представил отзыв (л.д. 64-66). Возражения заинтересованного лица основаны на том, что дачный земельный участок определяется действующим законодательством как земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений, сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля).

Таким образом, установление вида разрешенного использования земельных участков «для дачного строительства» в отношении землепользований коммерческих юридических лиц не соответствует действующему законодательству.



Заслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено судом, ЗАО «ЮВМ» на праве собственности принадлежит земельный участок для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, общая площадь 24000 кв.м., кадастровый номер 50:26:170314:0002, расположенный по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, Марушкинский с.о., у х. Брехово, крестьянское хозяйство Бородулиной Н.В., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22 апреля 2004 года (л.д. 13).

Земельный участок приобретен заявителем на основании договора купли-продажи от 06.04.2004 г., заключенного с Крестьянским хозяйством «Русский дом» Кудрявцевой.

Постановлением Главы Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 14 июня 2007 года № 716 «Об изменении разрешенного вида использования земельного участка, принадлежащего ЗАО «ЮВМ» изменен разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером 50:26:17 03 14:0002 площадью 24000 кв.м., принадлежащего ЗАО «ЮВМ» на праве собственности, с ведения крестьянского (фермерского) хозяйства на дачное строительство (л.д. 17).

Названное постановления принято на основании заключения о результатах публичных слушаний от 19.12.2006 г., постановления Главы городского поселения Кокошкино от 25.12.2006 г. № 141 «Об утверждении заключения о результатах публичных слушаний» (л.д. 18).

Постановление Главы Наро-Фоминского муниципального района Московской области от 14 июня 2007 года № 716 «Об изменении разрешенного вида использования земельного участка, принадлежащего ЗАО «ЮВМ» явилось основанием для обращения в Управление Роснедвижимости по Московской области о внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании земельного участка.

Решением Управления Роснедвижимости по Московской области от 19.09.2007 г. №13406-6/12461 ЗАО «ЮВМ» отказано во внесении изменений в сведения государственного земельного кадастра о разрешенном использовании земельного участка ЗАО «ЮВМ» со ссылкой на пункт 3 статьи 20 Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

В соответствии со статьей 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 02.01.2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее – Закон о государственном земельном кадастре), государственный земельный кадастр – систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов.

Согласно статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требований законодательства.

В силу пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли сельскохозяйственного назначения, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Поскольку объектом земельных отношений согласно пункту 2 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации является земельный участок, индивидуализированный в установленном порядке, постольку допустимые виды разрешенного использования определяются применительно к конкретному земельному участку из категории земель сельскохозяйственного назначения.

Виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в статье 78 названного Кодекса.

Так, согласно пункту 1 указанной нормы хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей.

Заявление о внесении в записи государственного земельного кадастра на основании Требований к оформлению заявок о постановке земельных участков от 13.06.2001 г. №П/115 оформляется на бланке, предоставляемом и отпечатанном Управлением Роснедвижимости с обязательными реквизитами.

По утверждению представителя ЗАО «ЮВМ» заявление подано в том виде, в каком затребовано руководством отдела в Наро-Фоминском районе и зарегистрировано вх. № 6904-07/07 от 19.09.2007 г. Кроме того, заявление ЗАО «ЮВМ» отвечает нормам Требований приказа Росземкадастра от 13.06.2001 г. №П/115, то есть в нем указаны данные об адресате, авторе, наименовании вида документа, подписи и данных о регистрации.

Представителем Управления Роснедвижимости по Московской области не представлено данных, в чем представленное ЗАО «ЮВМ» заявление по форме или содержанию не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

При отсутствии документов о зонировании территории (до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки) пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что Решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой администрации с учетом результатов публичных слушаний.

ЗАО «ЮВМ» в Управление Роснедвижимости по Московской области представило Постановление об изменении разрешенного вида использования земельного участка, принадлежащего ЗАО «ЮВМ» от 14.06.2007 г. № 716, Постановление «Об утверждении заключения о результатах публичных слушаний» от 25.12.2006 г. № 141, заключение о результатах публичных слушаний. Также были представлены акт комиссии по выбору земельного участка, градостроительное заключение от 06.04.2007 г. № 12, выписка из протокола № 5 заседания межведомственной комиссии от 31.05.2007 г., письмо ГУП МО «НИиПИ градостроительства» от 02.05.2007 г. № 25/1267, письмо Главархитектуры Московской области от 16.05.2007 г. № 3-37/1013 (л.д. 18-27).

Пункт 3 статьи 20 Закона о государственном земельном кадастре содержит основания отказа в проведении государственного кадастрового учета земельного участка. Оспариваемый отказ дан без ссылки на конкретный абзац данного пункта, то есть без ссылки на конкретное основание отказа.

В соответствии с пунктом 2 статьи 201 АПК РФ, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативно-правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Руководствуясь ст.ст. 167, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным и необоснованным отказ Управления Роснедвижимости по Московской области № 13406-6/12461 от 19.09.2007 г. во внесении изменений в документы государственного земельного кадастра.

Обязать Управление Роснедвижимости по Московской области внести изменения в документы государственного земельного кадастра об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 24000 кв.м. (кадастровый номер 50:26:170314:0002) с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «дачное строительство».

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца.

Судья Е.В. Бирюкова